Татьяна Помыткина
Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей
Публикация «Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению в школе» размещена в разделах
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.
Формы реализации игрового действия разнообразны:
• игровые манипуляции с предметами, игрушками;
• осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;
• загадывание и отгадывание загадки;
• выполнение определенной роли;
• соревнование (коллективное и индивидуальное);
• особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.
Игра, развивающая память «Кто больше запомнит»
Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
Игра, развивающая речь «Двенадцать вопросов»
Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.
Игры, развивающие внимание:
«Что изменилось»
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами).
«Горячо – холодно»
Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т. д. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.
Игры, развивающие логическое мышление, умение классифицировать предметы по определенному признаку «Угадай, что лишнее?»
Ребенку предлагается несколько картинок, относящихся к одному понятию, например, 3-4 картинки с предметами мебели и 1 картинка с предметом посуды. Перед ребенком ставится вопрос: «Рассмотри картинки и определи, что лишнее? Объясни, почему?».