Дидактические игры на основе универсального магнитного макета по ПДД «Улицы большого города»

наталья коростылева
Дидактические игры на основе универсального магнитного макета по ПДД «Улицы большого города»

Дидактические игры, тренинги, упражнения на основе универсального магнитного макета «Улицы большого города» по ПДД

Воспитатель: Коростылева Наталья Евгеньевна

Первая квалификационная категория

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями в области безопасности дорожного движения, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Универсальный магнитный макет «Улицы большого города» - авторское дидактическое пособие, предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста по формированию правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города и в пригороде, закрепления знаний об элементах дороги, развития пространственных представлений, ориентировки на плоскости, внимания и умения оценивать действия водителей и пешеходов.

Универсальный магнит поэтому и универсальный, что ребенок начинает макетирование с нуля. Он решает что будет сегодня на макете. Он строитель своей дороги, он сам принимает решение на различные ситуации, учится анализировать их, проговаривать вслух о том, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо предпринять.

С помощью макетирования, ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве. Ребенок начинает понимать что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у магнитной доски, расположенной горизонтально.

Дидактические игры на основе универсального магнитного макета по ПДД «Улицы большого города»

Благодаря магнитному макету ребенок учится мыслить как конструктор, создавать как строитель, исследовать тот мир, который его окружает, а это значит двигаться в перед. Понимать - что «Я» делаю и что «Я» буду делать в окружающем мире выживания, самосохранения и безопасности!

Игровые тренинги («Дорожные схемы») по моделированию «дорожных ситуаций» на магнитном макете с опорой на схемы. Цель: формировать умение моделировать дорожно - транспортные ситуации на магнитной доске с опорой на схемы, свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, зебре, светофоре, движение транспорта и пешеходов. Научить детей расшифровывать условные обозначения на схемах, делать анализ и решать дорожно-транспортные ситуаций, отвечать на вопросы и переносить на магнитную доску схематическое изображение используя магнитное демонстрационное дидактическое оборудование.

Развивающие: развивать пространственное воображение, ориентировку на плоскости, владеть основными пространственными понятиями. Развивать монологическую речь, логическое мышление, понимания условий схематических задач. Развивать умение определять удаленность предмета и его местоположение; пространственные отношения между предметами.

Воспитательные: воспитывать внимательность и сообразительность, желание изучать и соблюдать правила дорожного движения.

Схема №1

Задание - «Угадай, где что находится»

Перенос схемы - картинки на магнитную доску при помощи предметного материала.

1. Определить дорожные знаки.

2. Определить направление дорог.

3. Достроить дороги.

4. Определить расположение дорог и дорожных знаков.

5. Определить расположение светофоров и установить их.

6. Установить здания в соответствии с дорожным знаком.

7. Развивать зрительную память, внимание.

8. Закрепить знания детей о знаках дорожного движения.

Схема №2

Задание. «Угадай, где что стоит»

Перенос схемы - картинки на магнитную доску при помощи предметного материала.

1. Определить направление машин.

2. Определить пространственное расположение предметов на плоскости.

3. Расположить на доске дорожные знаки, элементы дороги в соответствии изображенного объекта.

4. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

5. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Схема №3

Задание. «Угадай, кто что делает»

Перенос схемы - картинки на магнитную доску при помощи предметного материала.

1. Определить действие людей, направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

2. Определить дорожные знаки.

3. Расположить на доске недостающие элементы дороги, объекты.

4. Развивать наглядно-образное мышление на основе задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. 5. Закрепление знания Правил дорожного движения.

6. Развитие познавательного мышления.

Схема №4

Задание. «Найди безопасный путь зайчика к Доктору Айболиту»

Перенос схемы - картинки на магнитную доску при помощи предметного материала.

1. Определить действие животных.

2. Определить пространственное расположение предметов на плоскости.

3. Определить безопасный путь одного из персонажей.

4. Расположить на доске предметы, как дополнительные меры безопасности.

5. Развивать мышление, связную речь.

6. Воспитывать сообразительность и находчивость.

Схема №5

Задание. «Водители, на Старт!»

Перенос схемы - картинки на магнитную доску при помощи предметного материала.

1. Определить действие водителей.

2. Определить пространственное расположение предметов на плоскости.

3. Определить направление дорог.

4. Определить форму дорог.

5. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов)

Дидактическая игра «Вопросительный Жезл»

Цель: Развивать умения отсчитывать предметы, сравнивать их, определять место в порядковом ряду, умение объединять предметы в группу по признаку. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. Активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами и терминами по ПДД. Развивать наглядно-образное мышление.

Оборудование: магнитная доска, магнитные карточки с изображением предметов, магнитные картинки предметов изображенных на карточках.

Ход игры

На магнитной доске висят карточки с вопросительным жезлом, предметы лежащие на столе, соответствуют изображению на карточках, они помогут детям выполнить задание (транспорт, люди, атрибуты инспектора ГИБДД, здания).

Ребенок подходит к доске, берет любую из карточек, переворачивает её и видит изображение определенных предметов, описывает их, например: «На картинке изображены атрибуты инспектора ГИБДД», находит эти элементы на столе и в той же последовательности их выкладывает, после чего отвечает на вопросы воспитателя.

Воспитатель: сколько всего предметов? На каком месте находится жезл? На каком месте находится полицейская машина? Что находится на третьем месте? Между какими предметами находится свисток (ответы ребенка).

Задание с транспортом: отсчитать столько машинок, сколько на карточке.

Вопросы. Сколько всего машинок отсчитали? Сколько машинок едет в лево, сколько машинок едет в право? Сколько машинок красного цвета?

Задание «Люди»: выложить двух взрослых людей и трех детей.

Вопросы. Сколько всего людей? Сколько взрослых? Сколько детей? Одинаковое их количество? Что нужно сделать чтобы их стало одинаковое количество? Кого нужно добавить, взрослого или ребенка? Как мы называем людей ходящими пешком на улице?

Задание «Здания»: выложить дома в порядке возрастания, от одноэтажного до трехэтажного дома.

Вопросы. Сколько домов? Перечисли дома в порядке возрастания? На каком месте стоит трехэтажный дом? Как ты узнал (а, что это трехэтажное здание?

На сколько двухэтажный дом выше одноэтажного дома? На сколько двухэтажный дом меньше трехэтажного здания? В каком доме живешь ты?

Упражнение «Выложи тротуарную плитку»

Цель: учить детей находить закономерность расположения фигур и продолжать её. Закрепить значение слова «тротуарная плитка».Учить располагать предметы на плоскости. Упражнение направлено на развитие мелкой моторики рук и логического мышления.

Оборудование: магнитная доска, магнитные карточки с изображением геометрического орнамента.

Ход упражнения

На магнитной доске, дети выкладывают последовательно, вдоль построенной дороги, магнитные карточки с геометрическим орнаментом, соблюдая закономерность. В завершении выкладывания «тротуарной плитки», дети отвечают на поставленные вопросы воспитателя.

Вопросы. Зачем нужна тротуарная плитка на улице? Кто ходит по тротуарной плитке? Могут ли по ней ездить машины?

Задание. Расположите правильно людей и транспорт на построенной дороге.

Вопрос. Где расположили людей, а где расположили транспорт? Сколько имен имеет пешеход? Какие виды транспорта вы знаете?

Таким образом, дидактические игры, тренинги, упражнения по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников при обучении правилам дорожного движения с использованием универсального магнитного макета «Улицы большого города», позволила сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности окружающих.

У детей развились четкие ориентировки на плоскости, умение фиксировать местоположение (точки предмета) и понимание пространственных отношений между различными предметами на магнитной доске.

У детей сформировались умения выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости и самостоятельно характеризировать пространственную размещенность объектов на магнитной доске, пользуясь соответствующей терминологией.

Публикации по теме:

Беседа «Их именами названы улицы нашего города» Беседа в старшей группе на тему: «Их именами названы улицы нашего города» Цель: воспитывать нравственно – патриотические качества у детей,.

Дидактическая игра «Улицы города» Дидактическая игра «Улицы города» Автор:Крекова Оксана Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №223" г. о. Самара Возраст детей: старший.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ПДД в средней группе «Улицы города» Задачи: обучающие: • познакомить детей с видами специализированных машин (пожарная машина, скорая помощь, полиция); • формировать у детей.

Конспект занятия «Огни большого города» Тема: «Огни любимого города» Цель: развитие привязанности и любви к родному городу – начальная ступень патриотического воспитания детей.

Макет «Улицы города»Макет «Улицы города» И снова здравствуйте! Хочу поделится с Вами, последними новостями, совсем недавно сделала своими руками макет "Улицы города". Наш уголок.

Мастер-класс изготовления игрового макета «Улица города»Мастер-класс изготовления игрового макета «Улица города» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна. Воспитатель МДОУ № 72 г. Раменское, Московской области. Мастер-класс изготовления игрового макета "Улица.

Мастер-класс по изготовлению макета проезжей части улицыМастер-класс по изготовлению макета проезжей части улицы Цель:изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. Заинтересованность детей в обучении ПДД.

Педагогический информационно-исследовательский проект «Улицы нашего города» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №32 «Золушка» городского округа город Октябрьский Республика.

Проект «Улицы нашего города» подготовительная группа. Цель проекта: систематизировать и обобщить представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе: об улицах, достопримечательностях.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Улицы нашего города» .

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Дидактические игры на основе универсального магнитного макета по ПДД «Улицы большого города»
Опубликовано: 17 октября 2016 в 12:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время.
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить,...
Мастер-класс по изготовлению игрушки для ёлки «Мандарин»
Очень хороший подарок-сувенир можно не только купить в магазине, но и изготовить самостоятельно. Главное условие-умение владеть элементарными навыками...
Сценарий зимнего развлечения «Заморожу»
СЦЕНАРИЙ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Заморожу» ( для среднего дошкольного возраста) Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей...
Детский мастер-класс «Озорные Снеговики»
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Вот и остались позади новогодние каникулы!...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за следами на снегу»
Цель: научить детей наблюдать за изменениями, происходящими вокруг нас; развивать познавательный интерес. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание...