Алена Ященко
Дидактические игры о вежливости в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры о вежливости в средней группе.
Игры,
направленные на формирование культуры речевого общения
Подготовила воспитатель: Ященко Я. Я.
1. Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"
Публикация «Дидактические игры о вежливости в средней группе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.
Ход игры:
Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть, не извиниться.
Помочь поднять упавшую вещь.
Громко разговаривать в общественных местах.
Обозвать обидным словом одноклассника.
Не уступить место пожилому человеку.
Отвечать на телефонный звонок во время урока.
Помочь донести сумку незнакомой старушке.
Рассказать доверенную тебе тайну.
Стараться говорить громче собеседника.
Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
2. Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".
Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.
Ход игры : Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"
Здравствуй!
Добрый день!
Привет!
Здорово!
Чао!
Пока!
До свидания!
Будь здоров!
До встречи!
3. Дидактическая игра : «Догадайся»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».
Ход игры:
Воспитатель:
(Закончи предложение).
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. .(Простите нас, Пожалуйста).
4. Дидактическая игра с мячом
«Добрые и вежливые слова»
Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения.
Ход игры : Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.
5. Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.
6. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;
закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Материал: сюжетные картинки.
7. Дидактическая игра
«Словарь вежливых слов».
Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.
Ход игры:
Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)
(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!
Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!
Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения)
Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.
8. Дидактическая игра
«Не ошибись, пожалуйста!»
Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».
Ход игры:
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
9. Дидактическая игра
«Нужные слова!»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;
Ход игры:
Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.
Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?»)
Какие слова мы говорим при расставании?
(«До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
(«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
4) Какие слова мы говорим перед сном?
(«Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
(Извинится и помочь встать.
6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?
10. Дидактическая игра «Эхо»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности.
Ход игры:
Расскажите, что такое эхо. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: «Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.
11. Дидактическая игра
«Птица благодарности»
Цель:
Ход игры:
Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
12. Дидактическая игра
«Школа вежливости»
Цель: Формировать навыки культурного общения.
Ход игры:
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т. д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д.
13. Игра-разминка
«Потерялось словечко»
(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).
Цель: Развивать интерес к вежливым словам.
Ход игры:
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
14. Игра «Вежливые прятки»
Цель: Закреплять в речи вежливые слова.
Ход игры:
Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости : «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.
Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
15. Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Цель: Закреплять в речи вежливые слова
Ход игры : Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры : «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Дети: Вежливо, с улыбкой.
Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
16. Дидактическая игра «Пожалуйста»
Цель: формировать навыки культурного общения
Ход игры : По просьбе воспитателя дети исполняют определенные команды.
Воспитатель: Как я должна вас попросить о какой-либо просьбе? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)
Воспитатель:А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
17. Дидактическая игра "Доскажи словечко"
1. Растает ледяная глыба
От слова доброго… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости,
Говорим, прости (пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
18. Дидактическая игра «Приветствие!»
Цель: закреплять навыки вежливого поведения.
Ход игры:
19. Дидактическая игра "Какие вежливые слова тебе известны?"
Цель: закрепить правила этикета, развивать речь.
Ход игры:
Воспитатель:
Назови несколько вежливых слов, которые ты знаешь. (Пожалуйста)
Когда говорят слово "пожалуйста"?
(Эти слова говорят, когда нужно что-то попросить или спросить разрешения что-то сделать.
У слова "пожалуйста" есть верный друг, неразлучный помощник. Что это за слово? (Спасибо)
Когда говорят "спасибо"?
(Когда за что-то благодарят. Например за угощение, за помощь, за поздравление.)
Как же нужно произносить эти слова, чтобы они были по настоящему волшебными?
(Их нужно произносить четко, не торопясь, глядя в глаза человеку, с которым разговариваешь)
Какие еще ты знаешь вежливые слова кроме "спасибо" и "Пожалуйста"? (Благодарю, будьте добры и т. д.)
Какими словами прощаются? (До свидания, всего доброго, счастливого пути, доброго пути, до встречи, всего хорошего, до завтра).
20. Игровой задание
"В мире вежливых слов"
Цель: закреплять правила этикета, развивать умение общаться.
Ход игры:
Воспитатель беседует с детьми о том, что каждый день они встречают много людей. важно, чтобы никто из них не пожалел о встрече с ними, пусть даже самой короткой, и не обиделся на вас. культурный человек всегда и везде вежлив, внимателен, чуток со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволяет, что бы в его присутствии кого-то оскорбляли или грубо разговаривали.
"относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам".
Вежливость то, без чего нельзя обойтись. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. помните: вежливость - лучшее лекарство от злобы и грубости.
Сказка "Зайка заблудился"
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Зайка. Он шел через лес, заблудился - попал к нам. Давайте поможем ему найти дорогу домой.
Зайчик: Ребята, помогите мне попасть домой!
Воспитатель: Зайчик! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Зайке, как нужно просить.
Дети: Зайчик должен сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово - "пожалуйста".
(Зайчик повторяет свою просьбу вежливо.
Воспитатель: Пошел Зайка по тропинке, которую вы ему указали, и встретил Медвежонка.
Зайчик: Уходи, Медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
Воспитатель: А Медвежонок стоит упрямо и не уходит. Как вы думаете почеиу?
(Дети помогают Зайке вежливо попросить Медвежонка)
Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Зайка.
Зайка: Попрошу я их помочь. как же мне попросить, чтобы они мне не отказались помочь? Вспомню-ка я слова, которым меня учили. Здравствуйте, Белочки! Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.
белочка: Здравствуй, Зайка! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
Воспитатель: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Зайка шел за ними и вышел на тропинку. А вот и дом!
Зайка: Спасибо, ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.
Воспитатель: Ребята, почему Зайка решил, что эти слова волшебные? Как еще мы называем эти слова? перечислите их. Пусть эти слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными и помогут вам в жизни.
Обучающая задача дидактической игры :, обогащать знания детей о правилах вежливости, обучать правилам их применения.
Развивающая задача: развивать речь, умение говорить приятное друг другу, умение согласовывать движения, (мимику, пантомимику, внимание, память, мышление, воображение, произвольность поведения.
Воспитательная задача дидактической игры : воспитывать внимательность друг к другу, вежливость, усидчивость, тактичность.
Материал : ножницы и бумага на каждую пару детей, игрушки: кубики, куклы с одеждой.
Дидактическая игра «Приятные слова»
Педагог обсуждает с детьми, какую роль в нашей жизни играют приятные слова: они помогают успокоить того, кто чем-то расстроен, подбодрить того, у кого что-то не получается, просто улучшить настроение. Можно вспомнить и поговорки: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковое слово как теплое солнышко», «Хорошим словом можно спасти, а плохим убить».
После обсуждения воспитатель предлагает детям сказать друг другу несколько приятных слов. Например: «Ты нам очень нравишься, мы тебя любим, ты очень хороший (ая, красивый (ая, добрый (ая) и так далее».
В эту игру можно играть в парах или, сидя по кругу и передавая мяч, говорить приятные слова всем сразу.
«Маленькие помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.
«Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
«Помоги зайчику».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечный зайчик.
Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.
«Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.
Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.