Папки-передвижки

Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания дошкольников

ОЛЕСЯ НЕВОЛИНА
Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания дошкольников

Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Стрелкова И. Н.

МАДОУ "ЦРР детский сад №272"

г. Пермь

Публикация «Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" говорится о том, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Наследование нравственных и эстетических ценностей в дошкольном детстве - это и есть самый верный способ духовно-нравственного развития и патриотического воспитания дошкольников, воспитания у них чувства любви к Отечеству. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно эти знания помогут им в дальнейшей жизни уважительно относится к традициям других народов.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей "Малой Родине" - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и в то же время приобщаться к богатствам региональной культуры. Обращение к проблеме формирования любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов является мелкая металлопластика Пермского звериного стиля. Именно этот региональный компонент в дошкольном образовании помогает маленьким пермякам ощутить и осознать свою принадлежность к "Малой Родине", к Пермскому краю.

Пермский звериный стиль - самобытное историческое и художественное явление, коллекция которого находится в Пермском краеведческом музее. Музей имеет особое значение для формирования ценностных ориентаций личности ребенка. Там хранится духовный опыт человечества, то, что выше любой конкуренции. В залах музея ребенок может рассмотреть и даже прикоснуться к историческим и культурным ценностям родного края. От этих встреч зависит успешность развития духовно-патриотического воспитания дошкольников. История возникновения Пермского звериного стиля знакомит старших дошкольников с духовно-культурным наследием Древнего Прикамья, жизнью, обычаями и верованиями народов, населявших наш край в далеком прошлом. Очевиден потенциал этих знаний для решения задач эстетического, речевого и социального развития дошкольников нашего города. И в то же время, этот самобытный компонент нашего региона в практике детских садов используется очень редко. Наша опытно-поисковая деятельность связана с изучением и реализацией потенциала этого компонента Пермского края в воспитании основ духовности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное развитие наших воспитанников во многом зависит от активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность и общение. Дидактическая игра - один из самых любимых дошкольниками видов игр. О значительном их потенциале свидетельствует немало исследований, которые отмечают, что дидактические игры : развивают произвольность поведения, актуализируют представления и опыт детей, гармонизируют детские взаимоотношения, готовят к обучению детей в школе. Мы полагаем, что дидактические игры могут быть успешно использованы в процессе ознакомления детей с Пермским звериным стилем и духовно-патриотическом воспитании для решения следующих задач:

-актуализация и систематизация представлений детей о жизни, обычаях и верованиях древних народов Прикамья;

-побуждение воспитанников к использованию освоенных знаний для решения дидактико-игровых задач;

-взаимообогащение детьми представлений и отношений друг с другом;

-поддержка интереса к Пермскому звериному стилю;

-развитие творческой инициативы в создании новых игр на основе знаний и представлений, с которыми последовательно знакомятся воспитанники.

В системе работы с воспитанниками, мы использовали дидактические игры, разработанные нами в процессе нашей опытно-поисковой деятельности. Каждая из отобранных нами игр была отнесена к определенному этапу работы с дошкольниками по знакомству с Пермским звериным стилем. Обучающие задачи этих дидактических игр соответствовали основным задачам каждого из этапов.

Целью первого этапа нашей работы было знакомство детей с жизнью, обычаями и верованиями древних народов Прикамья. Приоритетной задачей на этом этапе было: познакомить детей с отобранными дидактическими играми, и тем самым актуализировать игровой опыт детей. Специально созданная развивающая среда и игровое оборудование помогли нам в решении задач первого этапа.

Дидактические игры имеют особую учебно-игровую структуру. Она состоит из следующих компонентов:

* Игровая задача

* Дидактическая задача

* Правила игры

* Игровые действия

Познавательная задача должна ставится перед детьми через игровую задачу, близкую мотивам детской игры. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются игрой именно в этих условиях. Поэтому в каждой игре должно быть игровое действие. "Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают обучающую задачу", - Е. И. Удальцова. Дидактическая задача направлена на систематизацию знаний, обобщение, закрепление знаний, усвоение способов действий, формирование отношения детей к предметному миру, и является необходимым элементом дидактической игры. Основой построения игры являются правила игры, что позволяет педагогу управлять игровой и познавательной деятельностью детей.

На втором этапе нашей работы нужно было вызвать интерес детей к Пермскому звериному стилю, который зародился, как следствие духовных мировоззрений древних пермяков, стимулировать инициативу в желании узнать что-то новое о древнем искусстве мелкой металлопластики Пермского звериного стиля. Одной из задач второго этапа было формирование у детей игровых умений: выбрать игру, запомнить правила и выполнить их.

Целью третьего этапа стала актуализация представлений дошкольников о Пермском зверином стиле в разных видах детской деятельности. Задачами этого этапа были: умение детей отражать содержание легенд и сказов древних пермяков в разных играх, рассказах, загадках; творческие способности детей придумывать новые дидактические игры по теме Пермского звериного стиля; придумывать новые варианты знакомых игр.

В результате данной работы, мы пополнили копилку опыта разработки и применения дидактических игр по духовно-патриотическому воспитанию маленьких пермяков средствами регионального компонента - Пермский звериный стиль. И как следствие нашей деятельности, дети проявили устойчивый интерес к дидактическим играм, приобрели первый опыт их вариативности и возможной доработки, создания новых игр. Благодаря дидактическим играм задачи формирования представлений о духовной культуре древнего Прикамья решаются значительно эффективнее. Знания и опыт, приобретенные в процессе игр, стимулировали детей к творчеству - совместно с педагогом группы дети создают книгу сказок о духах Земли пермской.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики,.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

«Книга как средство воспитания дошкольника». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников Тип проекта: творческий, познавательный. Участники проекта: педагоги, дети старшей разновозрастной группы (возраст 5 – 7 лет, родители.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 21 июня 2017 в 13:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД