Шадрина Людмила
Дидактические игры при обучении детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет учителя-логопеда МКОУ «Школа для детей с ОВЗ» Шадриной Л. С.
по теме самообразования :
Дидактические игры при обучении детей с
ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Целью моей темы является выявление, нахождение наиболее подходящего дидактического материала, его целесообразность в обучении детей с ОВЗ. На протяжении 2020-2024 уч. Года будет проходить исследование этой темы, нахождение практического материала и применение его на практике
Публикация «Дидактические игры при обучении детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игра – это серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью детей (по Ф. Фребелю).
Игры для детей имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего. через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений, навыков. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. У него ограниченные представления об окружающем мире, определенный уровень речевого развития. Нарушения речи у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
На этом фоне в большинстве случаев у этих детей присутствуют в той или иной степени нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Поэтому они нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда. Учиться говорить, писать правильно и красиво – это большой труд. Поэтому в основе занятий необходимо использовать комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Традиционная учебно-дисциплинарная модель обучения не подойдет. Необходим личностно – ориентированный подход к обучению. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с ребенком. Необходимо разнообразное построение занятий: игра, спектакль, сказка, (дети и участники, и зрители) или они учителя, а не ученики и т. д. Для этого используем литературные персонажи, специально изготовленные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно- дидактических игр и т. д.
В течение 2020-2021 учебного года мною были отобраны дидактические пособия для работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) :
- игры для развития межполушарного взаимодействия
- игры для развития обобщающих понятий
игры для развития глобального чтения
игры для развития координации
игры для развития мыслительных процессов
иры для развития слухового восприятия и т. д.
Литература
1 .support@mega-talant.com
2. https://infourok.ru
3. info@prodlenka.org
4. Баум Хайке.
Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой. — М. : Теревинф, 2002.— 144 с. В книге популярного немецкого автора собраны 178 игр, направленных на гармоничное раз-витие у детей внимания, эмоций, двигательных функций, фантазии и изобретательности.
5. Баум Хайке.
Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой. — М. : Теревинф, 2002.— 144 с. В книге популярного немецкого автора собраны 178 игр, направленных на гармоничное раз-витие у детей внимания, эмоций, двигательных функций, фантазии и изобретательности.
6. Гуровец Г. В., Ленок Я. Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г. В. Гуровец, Я. Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»/ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118