Получи документы

Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития

Татьяна Клименко
Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития.

Для детей с ЗПР игра имеет исключительное значение: игра для них –

учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Публикация «Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность

в игре у детей и желание играть, необходимо использовать и направлять

в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет

являться средством обучения и воспитания, если она будет включаться в

целостный педагогический процесс. В игре ребенок приобретает новые

знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия,

внимания, памяти, мышления, они направлены на умственное развитие

детей с ЗПР в целом.

Я в своей работе использую множество дидактических

игр и упражнений, направленных на развитие математических

способностей у детей с ОВЗ. Применение игр во время занятий по развитию

элементарных представлений, по ознакомлению с окружающим, а также во

время индивидуальной работы с детьми, и в свободной деятельности,

способствуют формированию и развитию высших психических функций,

речи, аналитико-синтаксических способностей.

Мною было создано много дидактических пособий.

Все дидактические игры можно разделить на группы:

1. Величина. Сравнение предметов.

Цель: Развитие умений различать предметы по величине, длине, ширине и

толщине; формирование представлений о свойствах предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,

качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,

установление последовательности в решении задач. По мере овладения

детьми новыми знаниями, в играх задания усложняются: дошкольники

упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,

объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,

назначению). Играя, они приобретают умение складывать из частей целое,

выкладывать узоры из разнообразных форм.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: Формирование умения сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки,

подбирать необходимые цветовые сочетания. Развитие мыслительной

операции сравнения, внимания, контроля, памяти.

Игра «Домик для карандашей»

Цель: Развитие умения выкладывать последовательный ряд предметов, по

словесной инструкции, (по образцу). Формирование пространственных

отношений. Закрепление основных и оттеночных цветов.

2. Пространственно – временные представления

Цель: Развитие навыков восприятия пространства: как далеко, близко; на

- над, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу; выше -

ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще – тоньше;

Пространственные представления расширяются и закрепляются в играх

на ориентировку в пространстве. Эффективны также игры, в которых дети

определяют своё положение среди окружающих предметов (я стою за

стулом, рядом со столом, перед окном, учатся передвигаться в заданном

направлении.

Дидактические игры «Где я нахожусь?», «Право - лево», «Что со мной рядом?» Цель: Формирование ориентировки по основным пространственным

направлениям (направо-налево, вверх-вниз, спереди-справа, сзади-слева,

определения своего местонахождения относительно себя и другого человека

(в пространстве, использования предлогов.

Дети овладевают умением раскладывать определённое количество предметов

в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа,

посередине. Можно давать и такие задания: «Слева на лист положите пять

кругов, а справа на один больше», «Разложи вверху солнышко, облака,

внизу….»

3. Геометрические фигуры и величины.

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры по форме;

составление фигур из частей и деление фигур на части.

Дидактическая игра «Черепаха»

Цель: Формирование представлений о геометрических фигурах, умения

зрительно соотносить фигуру с прорезью, называть. Развитие зрительного

восприятия, мышления, речи.

4. Цифры и числа

Цель: Формирование понятия «один» и «много»; образование

последующего числа путём прибавления единицы; состава числа первого

десятка; формирование представлений о сложении и вычитании чисел в

пределах 10; решение простых задач на сложение и вычитание с

использованием наглядного материала.

Дидактическая игра «Найди правильно»

Цель: Обучение соотнесению количества и цифры. Развитие мыслительных

операции сравнения, внимания, контроля, памяти.

Дидактическая игра «Ромашка», «Составь пример».

Цель: Развитие счетных операций в пределах 5 (состав числа,

мыслительных процессов, анализа и синтеза.

5. Логические задачи и головоломки.

Цель: Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих

способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания,

строить простейшие умозаключения; формирование приёмов мыслительных

операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

увеличение объёма внимания и памяти.

Существует множество дидактических игр и упражнений, которые

влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они

оказывают действие на воображение и развитие мышления у детей с ЗПР.

Такие игры как «Найди необычную фигуру», «Чем отличается?»

«Метелица», и другие. Они направлены на тренировку мышления при

выполнении действий.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление

плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям

нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим

результатам, стремятся выполнять задания еще лучше.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в

том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям

закрепить и расширить знания по развитию элементарных математических

представлений. Дети научились ориентироваться в пространстве, называть и

выделять форму, цвет, величину, лучше соотносить количество и цифру.

Учение должно быть радостным!

Список использованной литературы:

1. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с

задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М. :

Школьная Пресса, 2006. - 80 с.

2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М. :

Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.

3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция

задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. -

М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с.

4. Капустина Г. М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой

психического развития 6-летнего возраста: Сборник научных трудов / Под

ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Изд. АПН СССР, 1989. - С. 90-

115

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. -М. : «БУКМАСТЕР», 1993. - 191 с.

6. Мыслюк В. В. Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной

недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов. - Мн. :

Народная асвета, 2007 - 63 с.

7. Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии. - Реан А. А. Психология детства. - СПб. : «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.

8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе. - Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОНЯТИЕ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития Дидактические игры для детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных.

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений;.

Квест-игра по познавательному развитию «Осень» для детей с задержкой психического развития Квест-игра по познавательному развитию на тему «Осень» для детей с задержкой психического развития (средняя группа) Составили: Учитель-дефектолог:.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Презентация «Особенности развития и обучения детей с задержкой психического развития» В современном образовании происходят большие перемены. Оно становится инклюзивным, то есть доступным и открытым ля всех детей, в том числе.

Конспект занятия «Овощи с грядки» для детей 5–6 лет с задержкой психического развития .

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Состояние игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Изучение проблемы состояния и особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 10 марта 2019 в 23:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клименко (УИ 1099542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД