Надежда Вехтер
Дидактические игры в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в жизни ребёнка.
Ведущей деятельностью детей является игра. Игра пронизывает жизнь ребёнка, является источником информации. С помощью игры идёт всестороннее развитие ребёнка. Детские игры очень разнообразны : творческие, подвижные, строительные, игры-драматизации, дидактические. Остановимся на дидактических играх.
Публикация «Дидактические игры в жизни ребёнка» размещена в разделах
Благодаря дидактическим играм, дети расширяют знания о природе, общественной жизни, окружающих предметах. Дидактические игры влияют на развитие, как умственных способностей, так и сенсорных. В дидактических играх проявляются черты характера ребёнка : отрицательные и положительные. Так же в игре могут проявляться такие черты характера, которые могут стать примером для других, это-отзывчивость, товарищество, скромность, честность и др. Большое значение в дидактических играх играет правило: будь вежливым, договаривайся, будь справедливым; чем можешь помочь друзьям, не бросай игру без согласия друзей. Эффективности дидактические игры достигают только тогда, когда их проводят ежедневно, с постепенным усложнением правил, действий, содержания. В результате дидактической игры дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра обогащает опыт ребёнка, развивает умственные способности, формирует речь, воспитывает любознательность, познавательные интересы. Играя, ребёнок развивает мышление, использует полученные знания. А это очень важно. Ведь, иногда, у ребёнка знания есть, а как их использовать он не знает. И именно в дидактической игре ребёнку нужно использовать знания для решения той или иной задачи. В воспитании самостоятельности мышления огромную роль играют словесные дидактические игры. В основе познания окружающей среды лежат процессы восприятия и ощущения, поэтому дидактические игры играют ведущую роль в процессе сенсорных способностей детей. Благодаря дидактическим играм, у детей активизируется и пополняется словарь, развивается связная речь, формируется правильное произношение, умение выражать мысли. Многие дидактические игры несут в себе задачу научить ребёнка составлять рассказы, требуют активного использования видовых, родовых понятий, например: «Назови одним словом». Часто задачей словесной дидактической игры является нахождение синонимов, антонимов. Дети упражняются в звукопроизношении. Мышление и речь находятся в неразрывной связи и развиваются в дидактической игре. Нравственное воспитание имеет большое значение в дидактической игре. Формируются нравственные представления о бережном отношении к игрушкам, окружающим предметам, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, об отрицательном отношении к таким проявлениям, как: хитрость, лживость, трусость, лень. Особую роль в этом играют правила игры. Дидактическая игра формирует важное качество личности ребёнка- способность к самооценке. Но и немало важно содержание игры, которое формирует нравственное поведение детей: уважение, любовь, доброту. Так же дидактические игры способствуют развитию трудового воспитания. У детей развивается интерес к профессиям. Навыки труда приобретаются при изготовлении наглядного материала. Дидактические игры решают и проблему эстетического воспитания.
Роль дидактической игры в физическом воспитании можно рассматривать как оздоровительное влияние на организм ребёнка. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, влияет на хорошее самочувствие ребёнка. Двигательная активность повышает умственную деятельность, развивает мозг. Важно в игре использовать дидактические игрушки, что помогает развивать мелкую моторику рук.
Дидактическая игра только тогда становится средством формирования самостоятельной игры, когда она вызывает интерес у ребёнка. Поэтому необходимо не только вызвать интерес к игре, но и усложнять её, предлагать варианты. Во время образовательной деятельности нужно использовать только те игры, которые проводятся со всеми детьми. Это ведёт к закреплению, систематизации знаний. Все дидактические игры можно объединить в три основных вида: настольно-печатные, предметные и словесные. В предметных играх используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами и качествами предметов. Интересное занятие для детей - это настольно-печатные игры. Они очень разнообразны, несут в себе развивающие задачи. Словесные игры на действиях и словах играющих. Желание заниматься умственным трудом воспитывают с помощью словесных игр.
Благодаря игре, ребёнок не замечает, что его учат!