кахриманова гулейбат
Дидактический комплекс «Речь: плюс» как инструмент речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи – процесс сложный, творческий.
В соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие» включает в себя следующие цели и задачи:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Публикация «Дидактический комплекс „Речь: плюс“ как инструмент речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Овладение речью не является изолированным процессом, а происходит в процессе коммуникации: во время общения друг с другом, со взрослыми, во время совместных игр, занятий и в повседневной жизни – и тесно взаимосвязано со всеми образовательными областями и с социально-коммуникативным, познавательным развитием, художественно-эстетическим, физическим.
Ребёнок должен быть погружён в активную речевую среду, а наша задача – создать такую активную речевую среду.
Для того, чтобы обеспечить развитие речи воспитанников, мы организовали речевой центр. Наш центр речевого развития насыщен различными настольно-печатными играми, дидактическими играми по речевому развитию, по развитию мелкой моторики, дети могут самостоятельно выбрать наиболее интересную для них деятельность.
В своей работе по развитию речи мы используем программно-дидактический комплекс (ПДК) программы «РЕЧЬ :ПЛЮС». Коробка «РЕЧЬ :ПЛЮС»- это полный комплекс материалов для полноценного, грамотного и эффективного речевого развития детей.
Это программно- дидактический комплекс для организации речевого развития детей от 3 до 7 лет, способствует формированию у ребёнка устойчивых навыков и по всем необходимым для коммуникации и обучения в начальной школе направлениям речевого развития : устная речь, чтение, письмо.
В комплект входят карточки для педагогов (технологические карты,которые облегчают работу педагога, материалы для детей – настольные игры «Слова – обобщения», пазлы «Антонимы», речевые поля «Времена года», «Речевые кубики», карточки «Один-два- много», «Звуки и слоги: набор фотокарт», игра «Слоги», пазлы «Сказки», наборы «Магнитные буквы», «Магнитные элементы букв», «Трафареты», магнитный планшет, «Детская типография»
С комплектом «Речь : плюс» речевая среда нашей группы сразу обогатилась множеством занимательных игр и материалов.
Все материалы нашли своё применение в нашей работе и самостоятельных играх детей.
«Детская типография».
Одно из самых интересных пособий, который у нас есть – это «Детская типография». Этот набор предназначен для детских печатных работ. С помощью штампов дети знакомятся с буквами и учатся составлять слова. Дети, знакомые с буквами находят самое широкое применение «Детской типографии» в своих играх - это и медицинские рецепты, и меню, и открытки. А также наши дети очень любят с помощью «Типографии» подписывать свои работы. Для них это интересно, увлекательно - это игра. Тренирует мелкую моторику, которая отвечает за речевые центры и связано непосредственно с развитием речи и ещё зрительную координацию (печатаем точно на строке). Штампы можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком.
Бланки «Детская типография»
Ребёнок выбирает бланк с заданием. Набирает из штампов слово по образцу и печатает его. Набирая слово из штампов, произносит каждый звук. Проговаривая слово по звукам (при этом называем не буквы (эм, а звуки (м, ребёнок набирает слово из букв и печатает его.
Слоги «Животные».
С карточками «Слоги. Животные» дети легко и самостоятельно усвоят : каждое слово состоит из слогов. Разноцветные следы на карточках, не позволяет ребё нку ошибиться: если фишки-слоги вставлены в окошки правильно, половинки цветного следа сойдутся. Красочные фотографии зверей, птиц, насекомых хорошо подойдут для речевых игр. Животных можно группировать по любому признаку, называть их детёнышей, загадывать про них загадки и отгадывать по описанию.
Игра «Сортировка по количеству слогов». Ребёнок сортирует карточки с картинками по количеству слогов. Выбирает карточку, называет изображённый предмет и раскладывает карточки в разные стопки.
Много слов (расширение и закрепление словаря).Дети подбирают прилагательные к изображению. Карточка отдаётся тому, кто подобрал больше слов.
Слова из одинаковых слогов
Ребёнок находит среди слогов одинаковые (ко-ко, ни-ни.) и выкладывает их в цепочки. Читает получившиеся «слова индейцев» и объясняет, что они означают.
Отгадай по описанию (развитие связной речи, монолог - описание). Воспитатель описывает животное и называет количество слогов. Тот, кто первым определил, о ком речь, получает карту и становится ведущим. Выиграл тот, кто собрал больше карт.
Звуки и слоги: набор фотокарт для развития речевого слуха
С помощью фотокарт дети в процессе самостоятельной или специально организованной педагогом игры развивают фонематический слух (определяют звуки в начале, середине и в конце слова, учатся дифференциации звуков, определять количество звуков в слове, количество слогов в слове, также сочинять рифмы и целые стихотворения.
Буквенное лото. У каждого ребёнка – по одной букве. (Для игры вместе с детьми мы изготовили карточки с буквами
Угадай, что я сказал. Для игры подбираются пары фотокарт с изображениями, названия которых похожи по звуковому составу (например, дом- дым) .Воспитатель показывает две фотокарты и шёпотом называет одно из слов. Дети угадывают, которую из картинок назвал воспитатель. При необходимости перед началом игры с детьми рассматриваем все изображения и проясняем их название.
Игра «Охота на картинки» Игровая задача- найти все картинки на заданный звук.
В комнате разложены карточки с картинками. Дети разбиваются на группы. Каждой группе воспитатель называет звук, на который дети должны собрать картинки. Побеждает та группа, которая быстрее соберёт все картинки на «свой» звук. Важно: В этой игре мы говорим о звуках, а не о буквах поэтому при подборе фотокарт нужно обращать внимание на то, чтобы начальный звук и буква в слове совпадали.
Пишем, как сороконожка. (слоговые дуги)
В коробке лежат карточки с изображениями. Каждый по очереди с закрытыми глазами вытягивает из коробки по одной карточке. Затем громко называет, что изображено на картинке. Дети хором повторяют слово по слогам и одновременно «пишут» слово в воздухе – изображая слоговые дуги слева направо. Сколько дуг мы написали? Сколько слогов в этом слове?
В последующих играх, проговорив слово по слогам и нарисовав слоги в воздухе, рисуют так же слоговые дуги на листе бумаги, проговаривая при этом слово по слогам.