Получи документы

Дидактический материал к проведению Масленицы

Надежда Боевец
Дидактический материал к проведению Масленицы

Сказки про Масленицу

Солнце и блины

На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба отвечает:

- Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…

Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба:

- Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.

Публикация «Дидактический материал к проведению Масленицы» размещена в разделах

Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:

- Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба в ответ:

- Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!

Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!

Как весна зиму поборола.

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

- Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко,

Красное ведрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

- Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

Солнце говорит:

- Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать - звать, рассказывать:

- Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.

Соломенная Масленица.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!

А старуха:

- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица – Обманщица.

До поста довела, сама удрала.

Эти три сказки - из сборника известного знатока русского фольклора Науменко Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. – М. : «ЦентрПолиграф», 2001.

А вот более известная сказка, в которой тоже есть персонаж — «блин масленый»

Крылатый, мохнатый да масленый (В обработке И. В. Карнауховой)

Посмотрите с детьми прекрасный диафильм по этой сказке. Пользуйтесь кнопкой пауза, если не успели дочитать текст слайда:

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

—Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

—А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

—Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

—А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

—Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

—Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

—Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

—На охоту.

—А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

—Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

—На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

—Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

—Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

—Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

—Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Игры на масленицу

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

"Горелки".

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если"горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

"Звонарь".

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра с Солнцем.

Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Конкурсы на масленицу

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Публикации по теме:

Дидактический материал для детского сада своими рукамиДидактический материал для детского сада своими руками Дидактический материал для детского сада своими руками «Тактильные мешочки» Цель: тренировка мелкой моторики пальцев рук, стимулирует своевременное.

Дидактический материал для наблюдений с детьми дошкольного возрастаДидактический материал для наблюдений с детьми дошкольного возраста Начало весны всегда характеризуется в природе с началом новой жизни, рождением чего-то нового. Поэтому так интересно замечать и наблюдать.

Дидактический материал для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста Карточка 1. ао оа аи иа ои ио уа ау ыа аы уы ыу оу аоу оиа аыи уаи оао иаи оуо аиа иоу аио аооа уауа иаиа ауиа аыуо уыоа аиуи уоа ыоиа.

Дидактический материал для педагогов: «Экологические пальчиковые игры» Пальчиковые игры являются одним из средств воспитания реализации задач по экологическому воспитанию. Пальчиковая игра «Снежок» Цель: воспитывать.

Дидактический материал к занятиям по валеологии ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО» Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием.

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Великая Отечественная война»Дидактический материал «Великая Отечественная война» Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами своим дидактическим материалом, который я сделала по теме проекта "Славим Победу", для своих детей.

Дидактический материал по сенсорному развитиюДидактический материал по сенсорному развитию Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет своими руками. Чтобы детство малышей было счастливым, главное место в их жизни должна.

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все.

Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детейДидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детей Возраст: старшая и подготовительная группа - 5-7 лет Дидактический материал "Матрешки" - это уникальное средство обеспечения занимательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал к проведению Масленицы
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 13:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД