Екатерина Столярова
Дидактическое пособие для средней группы «Три медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию развития мышления, воображения и речи ребенка.
Задачи:
«Обучающие»
- познакомить детей со сказкой;
- учить отвечать на вопросы по данному произведению;
- познакомить с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого- либо признака);
- учить располагать картинки в соответствии с сюжетом сказки;
- учить моделировать произведение с помощью наглядно представленных отношений между простыми объектами;
- учить пересказывать сказку по ее модели;
Публикация «Дидактическое пособие для средней группы „Три медведя“» размещена в разделах
- формировать представление об одновременно существующих сериях объектов (на несколько рядов предметов)
«Развивающие»
- развивать мыслительные действия при помощи наблюдения изменения, происходящие в окружающем мире ( например: сначала в миске много каши, потом она уменьшается);
- развивать умение группировать различные объекты ( по величине: большой предмет, средний и маленький);
- развивать диалогическую, связную речь.
«Воспитательные»
- воспитывать уважение к русским народным сказкам;
- воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Занятие 1
«Читаем сказку и отвечаем на вопросы»
Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы познакомимся со сказкой «Три медведя». Это очень интересная сказка. Хотите ее послушать?»
По мере рассказывания воспитатель показывает сюжетные картинки и после прочтения сказки задает вопросы по ее содержанию (с показом картинки соответствующего фрагмента сказки) :
- Куда Маша пошла гулять?
- Что Маша увидела в лесу?
- Кто жил в доме?
- Какой был папа- медведь?
- Какая была мама – медведица?
- Какой был Мишутка?
- Что увидела Маша в первой комнате?
- Какие стулья стояли возле стола?
- Чей стул был самый большой? Поменьше? Самый маленький?
- Почему Маша не смогла сесть на большой стул?
- Почему Маша сломала стул?
- Что увидела Маша во второй комнате?
- Кому принадлежала самая большая кровать? Поменьше? Самая маленькая?
- Почему Маше было удобно на кровати Мишутки?
- Что увидели медведи в первой комнате, когда пришли домой?
- Каким голосом говорил папа – медведь? (мама- медведица и Мишутка)
- Что увидели медведи во второй комнате?
- Каким голосом говорил папа – медведь? (мама- медведица и Мишутка)
- Почему Маша убежала из дома медведей?
В конце воспитатель обращает внимание детей на то, что Маше было удобно сидеть на стульчике Мишутки, есть из его миски его ложкой и спать в его кроватке, потому что была такая же маленькая, как медвежонок.
Занятие 2
«Раскладываем картинки»
Воспитатель показывает детям картинки с фрагментами сказки и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать картики».
Потом дети должны выложить картинки в соответствии с последовательностью сюжета.
В конце воспитатель специально ошибочно меняет одну из картинок и просит детей найти «картинку, которая лежит не на своем месте». Можно убрать одну картинку, чтоб дети угадали, какой картинки не хватает.
Занятие 3
«Подбираем предметы по величине»
Воспитатель берет карточки с изображением героев сказки и предметов, которые им принадлежат (стулья, ложки, миски, кровати, показывает их детям и просит обратить внимание на то, что карточки отличаются по величине. Особое внимание воспитатель обращает на карточки с изображением предметов, принадлежащих определенному персонажу, что они имеют тот же размер, что и карточка с изображением этого персонажа. Сначала надо класть карточки с изображением предметов в той последовательности, в которой они появляются в сказке: чашки, потом ложки, стулья, затем кровати. При этом воспитатель подчеркивает: «Мишутка маленький, поэтому и стульчик у него … (маленький)». Можно поменять карточки с предметами местами, чтоб дети исправили ошибку. Особое внимание детей воспитатель обращает внимание на то, что Маша и Мишутка имеют один и тот же набор предметов, потому что они одинакового размера.
Занятие 4
«Моделируем сказку»
Воспитатель выкладывает перед детьми геометрические фигуры и говорит: «Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур. Как вы думаете, что может обозначать в сказке красный прямоугольник? (Маша).
А что обозначают три коричневых прямоугольника?» (Медведи). Воспитатель берет три белых кружка и три белых прямоугольника и объясняет детям, что эти фигуры обозначают чашки и ложки. Три желтых квадрата – стулья и три желтых прямоугольника – кровати. Красный прямоугольник (Маша) равен самому маленькому коричневому прямоугольнику (Мишутке, поэтому девочке подходят все Мишуткины предметы.
Моделируем фрагменты сказки: воспитатель показывает детям картинку с изображением какого- либо отрывка произведения и просит построить его модель.
Например, первый фрагмент: когда Маша впервые попадает в дом к медведям, все фигуры, обозначающие стулья и миски с ложками, располагаются в ряд (предметы расставлены аккуратно).
Следующий фрагмент: когда медведи возвращаются домой, фигуры должны быть придвинуты друг к другу, а сломанный стульчик обозначен перевернутым желтым квадратом в положении ромба.
Последний фрагмент: когда Маша убегает из дома медведей : коричневые прямоугольники располагаются около желтых прямоугольников, а красный прямоугольник кладется на некотором расстоянии от всех прямоугольников.
Воспитатель: Ребята, что изображено на модели?
В конце занятия можно поиграть в игру.
Воспитатель показывает детям какую – нибудь модель (три желтых квадрата и красный прямоугольник рядом с квадратом и просит показать картинку с изображением соответствующего фрагмента сказки) и т. д.
Занятие 5
«Рассказываем фрагменты сказки»
Воспитатель моделирует фрагмент сказки и просит детей рассказать, что изображено на модели.
Надо начинать с модели, которая состоит из красного прямоугольника и трех желтых квадратов. Эта модель соответствует фрагменту, в котором Маша увидела стоящие в первой комнате стулья. Следующая модель строится из красного прямоугольника, трех белых прямоугольников (Маша увидела стоящие на столе миски и ложки).
Модель, состоящая из сдвинутых в сторону большого и среднего желтых квадратов (над ними находятся белые круги и белые прямоугольники) и находящегося на некотором расстоянии от них маленького желтого квадрата, вплотную к которому примыкает красный прямоугольник (над ним находятся маленький белый кружок и белый прямоугольник). Это фрагмент, в котором Маша ест кашу из миски Мишутки, сидя на его стульчике.
При пересказе сказки, дети должны называть характеристики предметов и персонажей («большой», «маленький»).
Занятие 6
«Рассказываем всю сказку»
Воспитатель показывает последовательно геометрические фигуры и просит назвать персонажей, а потом предлагает: «Я буду выкладывать прямоугольники, квадраты и круги, а вы, будете помогать мне, рассказывать сказку».
Воспитатель кладет красный прямоугольник: «Однажды девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику…»
Рядом с красной полоской воспитатель кладет три белых кружка и три белых прямоугольника и говорит: «Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с кашей… Возле каждой чашки лежала ложка» Воспитатель делает паузу, чтобы дети охарактеризовали предметы по величине и принадлежности к соответствующему персонажу.
Напротив кругов и прямоугольников воспитатель выкладывает соответствующие желтые квадраты и продолжает: «Маша захотела сесть и увидела у стола три стула…» Воспитатель опять делает паузу, чтобы дети могли описать стулья и рассказать, кому они принадлежат: самый большой стул- папы – медведя, поменьше – мамы – медведицы и самый маленький – Мишутки.
Затем дети самостоятельно могут выложить модель сказки и пересказать по ней произведение.