Дидактическое пособие «Календарь природы»

Ирина Игошина
Дидактическое пособие «Календарь природы»

Дидактическое пособие «Календарь природы»

для старшей и подготовительной групп детского сада.

Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Обучающее пособие, предназначено для организации моделирующей природоведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарь природы я разместила в доступном для детей месте уголка природы.

Дидактическое пособие «Календарь природы»

В таблице календаря под моим руководством дежурный по уголку природы ежедневно после прогулки

• отображает состояние неживой природы, растительного и животного мира в результате наблюдений за сезонными явлениями природы,

• дети учатся делать самостоятельные выводы, устанавливать связи и зависимости в окружающем мире.

Основу календаря составляют три листа формата А4. Листы распечатываются, склеиваются, добавляются недостающие клеточки. Получается рамка, рассчитанная на 1 месяц.

Сверху рамки вместе с детьми приклеиваем время года, месяц, год, а свободное место вокруг заполняем соответствующими месяцу картинками. Каждая клетка таблицы – один день. В нее сверху наклеиваем день недели, а рядышком – число.

К таблице прилагается разрезной материал, который хранится рядом на полке в коробке. Важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. А поскольку они ещё не умеют читать, то времена года и названия месяцев различаются по цветам.

Какое сегодня число детей побуждаю узнавать утром у родителей по дороге в детский сад. Некоторые цифры дети знают, остальные помогаю находить я.

Дни недели у детей вызывают особые затруднения, поэтому разные цвета подкрепляю точками (рядом висит вспомогательная таблица).

Пособиепомогает сформировать у детей отчетливые временные представления: при обсуждении заполненного календаря они наглядно видят протяженность месяца,

количество недель в месяце, количество дней в неделе.

Каждый день, наблюдая за погодой, отмечаем в календаре соответствующим символом (облачно, переменная облачность, ясно, гроза, дождь, снег, мороз, оттепель).

Знаки дети запоминают очень быстро и легко ориентируются в них.

Некоторые события, происходящие вокруг, тоже находят своё отражение в нашем календаре: дни рождения, календарные праздники, утренники, некоторые православные праздники.

Предметные картинки помогут закрепить знания об окружающем мире, расширят кругозор, пополнят словарный запас. Работа с ними учит фиксировать наблюдения с помощью готовых образов-картинок.

Набор сюжетных картинок по временам года необходим для лучшего понимания тех изменений, которые происходят в природе, и способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы

На субботу и воскресенье даю детям «домашнее задание»: понаблюдать за погодой, «записать» ее значками на бумаге и принести в понедельник. Этот прием важен с точки зрения подготовки детей к школе, воспитания у них ответственности. В понедельник выясняется, как выполнено «домашнее задание». На основе детских «записей» заполняются в календаре клеточки субботы и воскресенья.

С помощью календаря природы можно научить не только фиксировать результаты своих наблюдений, но и развивать умение «читать» календарь.

Обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.

Публикации по теме:

Авторское дидактическое пособие «Чудо — дерево»Авторское дидактическое пособие «Чудо — дерево» Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Чудо - дерево» Цель данного пособия - развитие мелкой моторики, формирование.

Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Календарь природы»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 00:07
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. День молочного коктейля

«Белое, а не белило, жидкое, а не вода» — отгадкой этой загадки может быть не только молоко, но и молочный коктейль, которому посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой...

30 сентября. День народных тряпичных кукол

Тема народных кукол-самоделок – разнообразна и неисчерпаема. Даже удивительно, как много видов этих простых и душевных игрушек придумали наши предки. Предлагаем один из тематических дней посвятить...

Фотоотчёт о занятии по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике —...
Сегодня, коллеги представляю вашему вниманию интересное и доступное для дошкольников занятие по изобразительной деятельности с использованием ниток, эта...
Конспект ОД по ХЭР «Воробьи на дереве». Аппликация из кругов. Коллективное творчество...
Интеграция образовательных областей: ПР. РР, ФР, СКР. Приоритетная область: ХЭР. Цель: выполнить аппликацию из кругов «Птичка». Задачи:...
Фотоотчёт о совместном творчестве с детьми «Поделки из скорлупы грецкого ореха», с...
Цель: Изготовление разнообразных поделок, из скорлупы грецкого ореха и различных материалов. Задачи: - Интересно и с пользой провести свободное время...