татьяна чуканова
Дидактическое пособие по развитию речи «Учим стихотворения по картинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Учим стихотворения по картинкам“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Дети любят слушать стихотворения, но не все могут быстро запомнить стихотворение. У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями, как потеря смысла стихотворения, изменение порядка слов, что нарушает художественную форму, длительность процесса запоминания.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что особенно дети испытывают затруднения при заучивание стихотворений о природе. Это связано с тем, что стихотворения о природе содержат много красочных эпитетов,сложных для понимания слов.
Монотонное зазубривание не поможет быстро запомнить стихотворение, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
Чтобы заинтересовать детей и облегчить процесс запоминания стихотворений о природе, я решила использовать опорные схемы и таблицы, то есть применять метод наглядного моделирования или мнемотехники.
Суть данной методики заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет. Глядя на эти картинки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Я разработала дидактическое пособие «Учим стихотворение по картинкам», в котором представлены стихотворения о природе по временам года.
На каждую строчку стихотворений я подобрала картинку и создала мнемокарточка. Картинки -цветные, яркие и узнаваемые, так как у детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и в памяти остаются отдельные образы (например, ель-зелёная).
Методика использования пособия :
1. Выразительно читаю стихотворение и сообщаю детям, что это стихотворение они будут учить наизусть.
2. Задаю детям вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям понять основную мысль. Объясняю детям незнакомые или непонятные слова и выражения,акцентируя смысловые моменты.
3. Второй раз читает стихотворение с опорой на мнемокарточки. Дети слушают стихотворение и соотносят его логические части с подходящими картинками.
4. Читаю детям отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемокарточки. Хоровое и индивидуальное повторение. Воспитатель начинает строчку, проговаривает вместе с ребенком, тихонько подсказывает слова, не допускает длинных пауз.
5. Дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на мнемокарточки. Сначала я прошу прочитать стихотворение наиболее решительных детей, потом –стеснительных.
Детям раздаются по одной карточки. Каждый ребенок рассказывает свою строчку в соответствие с опорной картинкой.
Данное методическое пособие я использую не только как демонстрационный материал, но и как раздаточный. Для этого я провожу дидактические игры как на занятиях, так и в ходе режимных моментов.
Предлагаю следующие игры для разучивания стихотворение о природе с использование мнемокарточек.
Дидактическая игра «Подбери картинку»
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одной опорной картинки. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны показать ту картинку, которая соответствует строчке стихотворения.
Дидактическая игра «Какое стихотворение спряталось?».
Ход игры: Воспитатель выкладывает из опорных картинок мнемодорожку. Дети читают стихотворение, используя опорные картинки.
Дидактическая игра «Повтори сам». Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, и сам раскладывает картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить стихотворение.
Дидактическая игра «Путаница». Ход игры. Все картинки перемешиваются и каждому ребенку дается 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было прочитать стихотворение.
Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Ход игры:Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было прочитать стихотворение. При этом выделяют лишнюю картинку, которая не относится к данному стихотворению.
Используя в работе с детьми мнемотаблицы, я убедилась, что данная методика имеет высокую эффективностьпри разучивании стихотворений. Я пришла к выводу, что дети стали более уверенно запоминать стихотворения. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Дети сталипроявляли интерес, положительную эмоциональную активность.
Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление.
В будущей своей работе я планирую оформить книгу стихотворений о природе из мнемотаблиц. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, вспоминать выученные ранее стихотворения. Это поможет детям видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.