Елена Блудова
Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок»
Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок» представляет собой набор разноцветных кубиков. На гранях кубиков расположены цветные картинки определенной тематики. Например, на желтых кубиках – картинки со сказками, на красных – с профессиями, на зеленых – с игрушками, на конусах, используемых при строительстве замка в качестве крыши, - картинки с детскими песенками (как правило, из мультфильмов, но можно использовать символы (елочка, дед Мороз, калина и т. д.). Это пособие привлекает и заинтересовывает детей. Для этого и используется яркий красочный материал, также есть сюжет, с действующими героями из любимой детской сказки, которые могут меняться в зависимости от возраста детей.
Публикация «Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников „Построй замок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Актуальность: С учетом современных требований к образованию и воспитанию педагогика создает все новые и новые подходы. Я в первую очередь обращаю внимание на их эффективность. Поэтому я стремлюсь повысить качество обучения и воспитания. С этой целью в моей работе появилось дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок».
Задачи: развитие речевой активности, мышления, памяти дошкольников. Задачи раскрываются с помощью различного рода заданий (мозговой штурм) как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время индивидуальных занятий.
Из чего можно изготовить пособие самостоятельно?
При изготовлении пособия могут быть использованы пластиковые, деревянные, картонные кубики (так же и склеенные самостоятельно). Данный выбор материала объясняется безопасностью использования с точки зрения санитарных норм. Высота граней должна быть не менее 7 см, так как на кубике, высотой менее 7 см изображение будет плохо просматриваться, что может затруднить работу с данным пособием. К набору прилагаются картинки различной тематики, которые потом можно будет переклеить. Гораздо удобнее, если картинки будут в форме карточек (желательно заламинированных) – это целесообразно с точки зрения периодической смены картинок.
Возрастная направленность.
Рекомендуется для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет (соответственно, набор картинок, заданий и упражнений должен быть представлен с усложнением). Пособие может быть использовано при организации совместной деятельности детей и педагога (взрослого, так и при самостоятельной игре детей.
Содержание и возможности пособия.
Пособие представляет собой серию кубиков с картинками (количество определяется самостоятельно, в зависимости от тематики, от количества выбранных тем, от возраста дошкольников).
Данное пособие можно использовать, начиная с групп младшего возраста. Если мы берем вторую младшую группу – среднюю, то тематика картинок может быть такой: знакомые детям сказки, стихи об игрушках (например, А. Барто, детские песенки из мультфильмов, элементарные картинки с профессиями, знакомыми ребенку данной возрастной категории.
По мере взросления детей содержание картинок усложняется, можно добавить различные схемы и упражнения.
Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность становится минимальной, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения воспитательно – образовательного процесса.
Пособие можно эффективно использовать и при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, но тогда вся работа должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть ребенку предлагаются игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности.
Заниматься с пособием дети могут индивидуально или небольшими подгруппами (6 – 7 человек) в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре.
Это методическое пособие можно применять в работе по всем разделам программы: социальный мир, экологическое воспитание, математическое, речевое и художественно – эстетическое развитие. Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.
Дети постепенно учатся сравнивать, классифицировать объекты и начинают лучше разбираться в таких понятиях, как размеры, форма, материал. Достоинство этого пособия и в том, что оно привлекает и малоактивных детей, заинтересовывает их игрой по конструированию. Интерес к пособию становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто рассказал сказку, вспомнил стихотворение, стремится к новым достижениям. Главным достижением для себя я считаю, что дети с большим интересом играют в игру «Построй замок» не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности.