Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»

Полонникова Надежда Михайловна
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»

Цель наших педагогических практик заключается не только в обеспечении опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности разными видами моделей, но так же (при их успешном освоении детьми) - формирование навыков преобразовывания указанных моделей. Таким образом задается ситуация поиска решений поставленной задачи, поддерживается исследовательская активность и удовлетворяются познавательные потребности дошкольника. Дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их компетентность, получая помощь либо от взрослого, либо от более опытных товарищей (говорим о ЗБР — зоне ближайшего развития).

Что такое преобразование? В общем — это процесс, посредством которого некий объект трансформируется, изменяется качественным образом.

В нашей практике модель изменяется качественным образом, когда дети изменяют количественный состав ее деталей и способов их взаимодействия. Рассмотрим это на примере дидактического пособия «Куб для моделирования и конструирования». В нашем случае, куб — это всего-лишь некоторая база, площадка для реализации исследовательской деятельности и познавательной активности дошкольников.

ТЕМА: «Условия жизни растений» - исследуем «ЧТО необходимо для жизни растений» через создание модели теплицы. Предварительно изучаем растения, говорим о том, что у них есть корни (питают, стебелек и листва. Организовываем дежурство в центре растений: полив, опрыскивание и т. д., наблюдаем как ведут себя растения при достаточной и скудной освещенности. Формируется представление о том, что растениям нужны определенные условия: свет, вода, тепло и почва. В весенний период мы знакомим с семенами растений, условиями обитания растений в открытом и закрытом пространстве.

Для начала предлагаем собрать модель «Мини-теплица», которая по своему строению похожа на теплицу в действительности. Несомненно, такая модель заинтересует детей, особенно, когда из семян начнут прорастать всходы. Такая конструкция используется родителями — значимыми взрослыми — в жизни и несет определенный смысл. Данная модель наглядно нам показывает идеальные условия для растения: там светло, тепло, есть почва для корневой системы и регулярно осуществляется полив.

НО мы, таким образом, предлагаем готовый вариант модели. Детям остается только наблюдать за растениями, к самой конструкции постепенно интерес угасает, тк другого применения для данной модели нет, качественно ее преобразовать дошкольнику особо не представляется возможным. Предлагаем преобразовать наш куб в теплицу (или ее подобие, используя сподручные материалы: сам куб, бутылочки разных размеров и форм, пластиковые футляры от шоколадных яиц (большие) и т. д. Проводим аналогию с предыдущей моделью: там есть ячейки для почвы, растениям там светло, полив растений осуществляется легко через съемную крышу и т. д.

Задача: как преобразовать куб, чтобы создать модель теплицы? Первый шаг — установить куб так, чтобы в нем можно было установить ячейки с почвой.

Далее педагог может расширить спектр задач. В нашем случае мы предложили детям изучить как можно выращивать цветок фиалку разными способами. Так же варианты: посев семян разных культур, высадка луковичных и т. д.

Конечно, модель мини-теплицы мы помещаем в центр растений. Но удобство этой модели заключается в том, что ее легко можно перенести в любое пространство группы, или просто извлечь материал, что-то дополнить или исключить. Возможность и в дальнейшем конструкторски, исследовательски преобразовывать модель дает стимул для постановки

Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»

пытов и экспериментов дошкольниками, удовлетворяет и развивает их познавательные потребности. Быть ученым для дошкольников — это почетная миссия.

Заключение: таким образом, мы наглядно показали, как преобразование предметных базовых моделей может являться одной из основ развития исследовательской активности дошкольника и его познавательных потребностей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию в детском саду «Мини-огород на окне»Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию в детском саду «Мини-огород на окне» В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс «Огород на окне». Это огромное значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической.

«Волшебный кубик». Наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию«Волшебный кубик». Наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию «Волшебный куб" Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,.

Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Авторское многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Интеграция образовательных.

Дидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольниковДидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольников Работая воспитателем в детском саду, я применяю в своей работе бросовый материал во всех направлениях: поделки, игрушки и др. Изготавливая.

Дидактическое пособие по гендерному воспитанию для детей дошкольного возраста «Волшебный цветок»Дидактическое пособие по гендерному воспитанию для детей дошкольного возраста «Волшебный цветок» Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение.

Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию «Мягкая трубочка»Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию «Мягкая трубочка» Описание Дидактическое пособие «Мягкая трубочка» состоит из сшитых в виде трубочки разных по внешнему виду и структуре лоскутов тканей.

Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию «Мягкая трубочка из ниток»Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию «Мягкая трубочка из ниток» Описание Дидактическое пособие «Мягкая трубочка из ниток» состоит из вывязанных из ниток с помощью спиц разных по цвету сегментов..

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 05:26
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба»
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» Описание: Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» может быть полезен в работе...
[b]Субботник «Уборка участка!» [b]
Субботник "Уборка участка! " Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Наступила осень! Наш участок, который мы с такой любовью и заботой готовили к...
Конспект открытого занятия «Наш гость — Иванушка» для средней группы
Конспект открытого занятия «Наш гость - Иванушка» в средней группе Программное содержание -закрепить знания детей русских народных сказок;...
Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы «Край, в котором мы...
Проект по краеведению в подготовительной к школе группе «Край, в котором мы живём» Девиз проекта: «Любим наш край, нашу малую Родину, храним её и гордимся...
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю с 17 по 21...