Лариса Козионова
Дидактическое пособие «Расскажи о звуке»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Расскажи про звук»
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на символы.
Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Букву можно создать своей рукой, нарисовать, вырезать (т. е. включить наглядно-действенное мышление). Детям с речевыми нарушениями осознание звука, как единицы речи, дается еще сложнее. Они часто путают понятия «звук» - «буква», «гласные и согласные звуки», с трудом используют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа.
Публикация «Дидактическое пособие „Расскажи о звуке“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2013
Схема характеристики звука помогает ребенку усвоить сам термин «звук» и «прочувствовать» его, научиться давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Основное содержание дидактического пособия:
Модуль «Губы»
- рот открыт;
- губы почти сомкнуты;
- губы слегка разомкнуты.
Модуль «Зубы»
- зубы разомкнуты;
- зубы сближены, но не сомкнуты.
Модуль «Язык»
- язык острый, поднят вверх;
- язык опущен вниз «горкой»;
- язык поднят вверх, в форме «чашечки»;
- язык поднят вверх, кончик языка вибрирует («дрожит»).
Модуль «Воздушная струя»
- теплая;
- холодная.
Модуль «Звонкости-глухости»
- звонкий;
- глухой.
Модуль «Гласный – согласный», «Мягкий – твердый»
Игровые действия: ребенок передвигает фишку на нужную картинку символ, рассказывает о звуке.
Например:
«Звук Р»
- рот открыт;
- зубы разомкнуты;
- язык поднят вверх и дрожит;
- воздушная струя теплая;
- звук звонкий;
- согласный, твердый.