Дидактическое пособие «Тренажер-балансир» для детей дошкольного возраста

Людмила Шкуропатова
Дидактическое пособие «Тренажер-балансир» для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Тренажер-балансир» для детей дошкольного возраста

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Анализ данных детей, посещающих общеобразовательное учреждение, констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы: гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического и речевого развития, а также так называемые расстройства аутистического спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей : сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Исходя из этого, возникла необходимость применить дополнительное пособие тренажёр-балансир имеющего нейропсихологическую направленность. С введением ФГОС ДО развитие интеллектуальных способностей дошкольников получило новый вектор направления: возможность использования нейропсихологического подхода, современных методик и тренажеров в образовательных организациях.

Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система нейропсихологических упражнений в условиях образовательного учреждения.

Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста.

Цель: развитие высших психических функций посредством специального оборудования тренажёра-балансира.

Задачи:

- стимуляция мозжечка, лобных отделов, стволовых структур головного мозга, периферической нервной системы посредством комплекса упражнений;

- активизация моторных и речевых центров;

- развитие координации, общей моторики, формирование схемы собственного тела;

- развитие высших психических функций;

- формирование эмоционально-волевой сферы;

- коррекция поведения.

Дидактическое пособие «Детский балансир» представляет собой деревянную конструкцию, состоящую из доски, прикрепленной на полукругах с обратной стороны. Размер (43x27). Выдерживает вес до 120 кг. Изготовлен из натурального дерева. Обработан безопасными материалами.

Основные достоинства пособия :

• доступность материала для изготовления;

• мобильность;

• возможность дополнения и усложнения при выполнении упражнений.

Тренажёр-балансир поможет детям, у которых:

• задержка психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР);

• нарушения или особенности развития речи;

• проблемы с обучаемостью;

• нарушения осанки;

• несобранность, повышенная отвлекаемость;

• синдром дефицита внимания и гиперактивности;

• отставания в развитии моторики и координации;

• недостаточно сформированы процессы памяти и внимания;

• нарушения поведения, коммуникации и социализации;

• аутистические черты, ранний детский аутизм (РДА, аутизм;

• особенности работы вестибулярного аппарата (укачивание в транспорте);

• нарушения координации движений;

• низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата.

Для успешного осуществления коррекции используется тренажер-балансир для мозжечковой стимуляции. На ней ребенок начинает учиться держать равновесие. Уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Суть занятий состоит в том, что, стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания взрослого, одновременно пытаясь удержать равновесие.

Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол наклона, положения ног на разметке. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. При этом инструктор может использовать дополнительное оборудование для усложнения упражнений.

Разновесные мешочки. Три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер. Внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Инструктор дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения.

Цветная рейка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами.

Мяч-маятник закреплен на резинке или шнурке к потолку и свисает на верёвке.

Напольная мишень обратной связи, на которую нанесены цветные сектора и разметка с цифрами.

Ребенок, попадая мячиком в цель, отвечает на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер.

Упражнения: «Шалтай-болтай»; «Жучок»; «Рыбка»; «Залезть и слезть с доски»; «Двигай телом и руками в разные стороны, вперед», «Раскачивание», «Сесть на доску по-турецки и раскачиваться из стороны в сторону»; «Прокати мячики под доской»; «Волшебный мешочек».

Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь взрослого при выполнении упражнений – уменьшается. В результате ребёнок переходит от совместной деятельности к самостоятельной.

Балансировочная стимуляция показана гиперактивным детям, дошкольникам с проблемами в развитии высших психических функций, а также имеющим вестибулярные нарушения, координации и согласованности движений, детям с расстройствами аутистического спектра, которые задерживаются в психоэмоциональном развитии, другим категориям детей.

Упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность. Несмотря на простую конструкцию, данный комплекс может применяться в работе логопедов, дефектологов, психологов, инструкторов по физической культуре, педагогов и родителей.

Данный тренажер можно использовать как в образовательной, так и в свободной деятельности. Организовать её можно с подгруппой детей от 2 человек и индивидуально.

Таким образом, в результате занятий с использованием тренажера-балансира повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние, что создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком образовательных программ.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие-игра «Аэропорт» для детей дошкольного возрастаДидактическое пособие-игра «Аэропорт» для детей дошкольного возраста Цель: расширение и обогащение представлений детей о работе аэропорта. Задачи: • дать детям представление о том, что аэропорт – это важный.

Дидактическое пособие-игра «Дорога» для детей дошкольного возрастаДидактическое пособие-игра «Дорога» для детей дошкольного возраста Цель: расширение и обогащение представлений детей о наземном транспорте. Задачи: • учить детей различать транспорт разного назначения:.

Дидактическое пособие-игра «Море» для детей дошкольного возрастаДидактическое пособие-игра «Море» для детей дошкольного возраста Цель: расширение и обогащение представлений детей о морском водном транспорте. Задачи: • учить детей различать транспорт разного назначения:.

Дидактическое пособие-игра «Мы растём» для детей дошкольного возрастаДидактическое пособие-игра «Мы растём» для детей дошкольного возраста Первое, что сообщают счастливые родители своим родным и друзьям, — это пол, рост и вес новорожденного. Это наиболее частые слова, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Тренажер-балансир» для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2023 в 12:42
+245Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 марта. Всемирный день театра

 Ежегодно 27 марта во всем мире празднуется День театра. Свой профессиональный праздник отмечают любители театра и те, кто работает в театре, от актеров и режиссеров до работников сцены, — все, благодаря...

26 марта. День штампинга на МААМ

 Сегодняшний праздник посвящен древнейшей технике нанесения рисунка — штампингу. Археологи утверждают, что прообраз штампинга встречается даже на стенах пещер, расписанных первобытными наскальными...


Горячие темочки