Людмила Шкуропатова
Дидактическое пособие «Тренажер-балансир» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тренажер-балансир
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Анализ данных детей, посещающих общеобразовательное учреждение, констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы: гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического и речевого развития, а также так называемые расстройства аутистического спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей : сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Исходя из этого, возникла необходимость применить дополнительное пособие тренажёр-балансир имеющего нейропсихологическую направленность. С введением ФГОС ДО развитие интеллектуальных способностей дошкольников получило новый вектор направления: возможность использования нейропсихологического подхода, современных методик и тренажеров в образовательных организациях.
Публикация «Дидактическое пособие „Тренажер-балансир“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2023
Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система нейропсихологических упражнений в условиях образовательного учреждения.
Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Цель: развитие высших психических функций посредством специального оборудования тренажёра-балансира.
Задачи:
- стимуляция мозжечка, лобных отделов, стволовых структур головного мозга, периферической нервной системы посредством комплекса упражнений;
- активизация моторных и речевых центров;
- развитие координации, общей моторики, формирование схемы собственного тела;
- развитие высших психических функций;
- формирование эмоционально-волевой сферы;
- коррекция поведения.
Дидактическое пособие «Детский балансир» представляет собой деревянную конструкцию, состоящую из доски, прикрепленной на полукругах с обратной стороны. Размер (43x27). Выдерживает вес до 120 кг. Изготовлен из натурального дерева. Обработан безопасными материалами.
Основные достоинства пособия :
• доступность материала для изготовления;
• мобильность;
• возможность дополнения и усложнения при выполнении упражнений.
Тренажёр-балансир поможет детям, у которых:
• задержка психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР);
• нарушения или особенности развития речи;
• проблемы с обучаемостью;
• нарушения осанки;
• несобранность, повышенная отвлекаемость;
• синдром дефицита внимания и гиперактивности;
• отставания в развитии моторики и координации;
• недостаточно сформированы процессы памяти и внимания;
• нарушения поведения, коммуникации и социализации;
• аутистические черты, ранний детский аутизм (РДА, аутизм;
• особенности работы вестибулярного аппарата (укачивание в транспорте);
• нарушения координации движений;
• низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата.
Для успешного осуществления коррекции используется тренажер-балансир для мозжечковой стимуляции. На ней ребенок начинает учиться держать равновесие. Уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Суть занятий состоит в том, что, стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания взрослого, одновременно пытаясь удержать равновесие.
Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол наклона, положения ног на разметке. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. При этом инструктор может использовать дополнительное оборудование для усложнения упражнений.
Разновесные мешочки. Три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер. Внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Инструктор дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения.
Цветная рейка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами.
Мяч-маятник закреплен на резинке или шнурке к потолку и свисает на верёвке.
Напольная мишень обратной связи, на которую нанесены цветные сектора и разметка с цифрами.
Ребенок, попадая мячиком в цель, отвечает на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер.
Упражнения: «Шалтай-болтай»; «Жучок»; «Рыбка»; «Залезть и слезть с доски»; «Двигай телом и руками в разные стороны, вперед», «Раскачивание», «Сесть на доску по-турецки и раскачиваться из стороны в сторону»; «Прокати мячики под доской»; «Волшебный мешочек».
Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь взрослого при выполнении упражнений – уменьшается. В результате ребёнок переходит от совместной деятельности к самостоятельной.
Балансировочная стимуляция показана гиперактивным детям, дошкольникам с проблемами в развитии высших психических функций, а также имеющим вестибулярные нарушения, координации и согласованности движений, детям с расстройствами аутистического спектра, которые задерживаются в психоэмоциональном развитии, другим категориям детей.
Упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность. Несмотря на простую конструкцию, данный комплекс может применяться в работе логопедов, дефектологов, психологов, инструкторов по физической культуре, педагогов и родителей.
Данный тренажер можно использовать как в образовательной, так и в свободной деятельности. Организовать её можно с подгруппой детей от 2 человек и индивидуально.
Таким образом, в результате занятий с использованием тренажера-балансира повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние, что создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком образовательных программ.