Ирина Секисова
Дидактическое пособие «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Зимующие птицы» пригодится не только логопедам и воспитателям, но и родителям – для домашних занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Такие речевые игры и задания хорошо развивают речь ребёнка и готовят к успешному обучению в школе.
Публикация «Дидактическое пособие „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Игры, дидактические пособия
- Птицы. Дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
Родителям рекомендуется.
Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.
Рассказать, где они живут и чем питаются. Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
Выучить и отгадать загадки с детьми.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится, -
Не орел, - а все же птица.
(Воробей)
Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Дидактические игры
1. Игра «Один – много»
Цель: Закреплять навык образования множественного числа существительных.
Снегирь – снегири, синица -. , галка -. , воробей -. .
2. Игра «Назови ласково»
Цель: Упражнять в словообразовании.
Воробей - воробушек, воробьишко; галка -. , снегирь -. , синица -. .
3. Игра «Посчитай птиц»
Цель: Закреплять навык согласования числительных с существительными.
Один воробей, два воробья,, пять воробьев.
4. Игра «Кто как голос подает»
Цель: Образовывать глаголы.
Ворона - «кар-кар» - она каркает; воробей – «чик-чирик» - он чирикает; голубь - воркует, синица -, сорока - … .
5. Игра «Подбери признак»
Цель: Закреплять навык согласования существительных с прилагательными.
Воробей (какой) – серый, маленький, бойкий; ворона (какая) -. ; голубь (какой) -. ; снегирь (какой) -. ; синица (какая?)-… .
6. Игра «Кого не стало?»
Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия.
. Описание: Сначала дети рассматривают кормушку с птицами. Затем закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
Не стало (кого) - синички.
7. Игра «Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание.
Дети рассматривают кормушку с птицами. Затем закрывают глаза, а в это время воспитатель меняет местами картинки. Дети открывают глаза и называют, что изменилось.
8. Игра «Чей клюв, чья голова?»
Цель: Совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.
У вороны клюв (чей) – вороний, голова (чья) – воронья; у голубя-…; у сороки - … .
9. Игра «Сложи слово»
Цель: Совершенствовать навыки словообразования.
У синицы жёлтая грудка, значит она какая? – желтогрудая.
У сороки длинный хвост, значит она какая?- длиннохвостая.
У вороны чёрные крылья, значит она … .
У сороки белая грудка, значит она … .
10. Игра «Образование глаголов с помощью приставок»
Цель: Совершенствовать навыки словообразования.
Снегирь к кормушке (что сделал) – подлетел.
Синичка из кормушки (что сделала) – улетела.
Воробей на крышу кормушки (что сделал) – прилетел.
11. Игра «Закончи предложения».
Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.
Воробей маленький, а аист.
Ворона большая, а синица.
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки.
У дятла клюв длинный, а у снегиря.
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Про кого из зимующих птиц можно сказать?
Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь).
Моя - … (ворона, синица).
Мои - …
12. Игра «Угадай птицу по описанию»
Цель: Развивать описательную связную речь.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….
13. Словесная игра «Исправь ошибку»
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Описание:1. Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны.
голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны.
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки.
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.
2. Педагог называет словосочетание или предложение. Дети должны заметить ошибку и исправить.
Черный ворона - черная ворона
Белый сова -
Серое голубь -
Сорока сидел_ на заборе. -.
Снегирь клевала хлеб. -.
14. Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развивать мышление.
Снегирь, синица, кормушка, голубь.
Синица, воробей, грач, снегирь.
Голубь, ворона, дятел, жаворонок.
Петух, синица, гусь, индюк.
15. Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в форме загадок-описаний по схеме:
1. Кто это (это птица?
2. Какие части тела у неё есть?
3. Домашняя или зимующая?
4. Как называется дом?
5. Чем питается?
6. Как называют детенышей?
7. Как голос подает?
8. Какую пользу приносит?
С целью привлечения внимания детей к проблемам зимующих птиц воспитатели и логопеды нашего детского сада каждую зиму проводят акцию по охране зимующих птиц «Накормите птиц зимой». Для формирования у детей ответственного отношения к охране окружающей природы и воспитания активной жизненной позиции педагоги провели беседу с родителями об изготовлении кормушек для птиц. Во всех группах родители с удовольствием откликнулись на помощь птицам и в течение недели активно несли кормушки.
Для закрепления темы "Зимующие птицы" предлагаю детям нарисовать зимующую птицу, которая нравится больше всех. Мы рассматриваем рисунки и слушаем рассказы детей.
Очень понравилось детям выполнять аппликацию снегиря из шерстяных ниток. Мы организовали выставку работ для родителей.
Дидактическое пособие "Зимующие птицы" помогает детям в игровой форме закрепить названия птиц, усвоить грамматические категории, развивать мелкую моторику и связную речь.
Спасибо за внимание!