Дидактические игры и игровые упражнения по формированию умения составлять множества из отдельных элементов

Шадрина Ксения
Дидактические игры и игровые упражнения по формированию умения составлять множества из отдельных элементов

Дидактической игры и игровые упражнения по формированию умения составлять множества из отдельных элементов во 2 младшей группе.

Подвижная дидактическая игра «Самолеты»

Материал и оборудование: пластмассовые игрушки трех цветов: красный, синий, зеленый (по самолету на каждого ребенка)

Ход игры: Самолеты стоят на столе или ковре, представляющем собой аэродром. Воспитатель предлагает взять каждому ребенку по одному самолету. Дети берут по одной игрушке. Воспитатель уточняет, называя имя ребенка, что они взяли по одному самолету. Затем обращает внимание, что самолеты разного цвета. Воспитатель говорит, что самолеты одного цвета это одна команда и когда она назовет цвет команда, цвет которой она называет должны к ней прилететь. Воспитатель спрашивает «Сколько самолётов летает?», дети отвечают «Много». Затем поднимается другая группа, а все остальные дети определяют, что летает много самолетов. В заключении можно дать команду подняться всем самолетам. Педагог констатирует, что летает очень много самолетов.

Подвижная дидактическая игра «Разноцветные фонарики»

Материал и оборудование: фонарики синего, желтого, зеленого, красного цвета (на каждого ребенка)

Ход игры: Воспитатель раздает каждому ребенку по разноцветному фонарику. При этом спрашивает, сколько фонариков у него в руках, сколько у соседа, какого цвета фонариков. Фонарики зажглись и пустились в пляс. Воспитатель спрашивает «Сколько фонариков зажглись?», дети отвечают «Много». Воспитатель говорит, что наступило утро и в комнате стало светло, и говорит каждому цвету фонариков по очереди, что они погасли, при этом ребенок должен сесть. После спрашивает у детей, называя его имя «Сколько фонариков у Тани?» дети отвечают. Игра повторяется.

После игры дети складывают фонарики в коробку, и воспитатель спрашивает «Сколько всего фонариков в коробке?». Таким образом, воспитатель показывает не только множество в целом, но и его отдельные части, каждая из которых отличается определенным цветом.

Подвижная дидактическая игра «Мяч в корзину»

Материал и оборудование: 3 корзины (красная, желтая, зеленая); 3 мяча на каждого ребенка (красный, желтый, зеленый).

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку по 3 мячу. При этом спрашивает, сколько зеленых, желтых и красных мечей у него в руках. В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. Воспитатель спрашивает, сколько корзин красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно, красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. После игры дети смотрят в корзины, и воспитатель спрашивает «Сколько всего мечей в корзине?».

Дидактической игры и игровые упражнения по формированию умение один и много предметов в специально созданной обстановке во 2 младшей группе.

Дидактическая игра «Покормим зайчика»

Материал и оборудование: 1 зайчик и корзина с морковками. (по одной на каждого ребенка)

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что к нам в гости пришел зайчик, и для него у нас есть морковка. Спрашиваю «сколько морковок в корзине Алеша?»

Предлагаю покормить зайчика. Говорю по очереди детям «Возьми одну морковку из корзины и дай зайчику». Спрашиваю сколько морковок он взял

Предлагаю угостить зайчика, спрашиваю. Сколько морковок он дал и сколько у него осталось. После спрашиваю, сколько морковок у зайчика и сколько у нас.

Дидактическая игра «Сбор грибов».

Материал и оборудование: 2 елки, грибы (по одной на каждого ребенка)

Ход игры: Воспитатель заранее ставит в разных углах комнаты на подставках елки, а под елками — грибы. Затем идет с детьми собирать грибы. У всех детей корзиночки. Собрав грибы, дети складывают их в корзиночку. А воспитатель в это время говорит какой гриб нашли дети. Набрав грибов, дети собираются вместе, достают их из корзиночек, смотрят, кто сколько собрал, и устанавливают, сколько грибов всего — «много». Затем воспитатель предлагает детям взять свои грибы, «много» исчезает.

Дидактическая игра «Малина для медведя».

Материал и оборудование: медведь, ягоды (по одной на каждого ребенка)

Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что мишка собрал в корзинку ягоды, но корзинка упала и ягоды рассыпались. Воспитатель спрашивает «Сколько ягод у мишки в корзинке?» Воспитатель предлагает детям поднять каждому по одной ягоде, спрашивает «Сколько ягод ты поднял?». После по одному просить положить ягоду в корзину при этом, спрашивая, сколько у ребенка, осталась ягод и сколько ягод он положил в корзинку. После спрашиваю, сколько ягод у медведя в корзинку и сколько у нас.

Дидактической игры и игровые упражнения по формированию умения сравнивать две равные или не равные группы предметов разными способами (наложение/приложение) во 2 младшей группе.

Подвижная дидактическая игра «Скорый поезд»

Материал и оборудование: стулья

Ход игры: Из стульев сооружается. Играющих может быль столько же, сколько стульев, больше или меньше. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивают чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше меньше, поровну дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка пассажиры выходят. Игра начинается вновь.

Воспитатель может убирать и добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз для сравнения у детей была новая ситуация.

Подвижная дидактическая игра «Кот и мыши»

Материал и оборудование: стулья

Ход игры: Норки для мышек-стульчики стоят в два ряда, один ряд напротив другого. Дети-мышки размещаются в ноках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправляются гулять. По сигналу «Кот идет!» - все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли свою норку? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?» (Дети отвечают на разные вопросы). Кот снова спит, мышки опять выходят погулять (Воспитатель меняет количество стульев, убирает или добавляет один стул). Если мышку кот поймал, сравнивают, сколько норок сколько мышек. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок

Подвижная дидактическая игра «Рыбак и рыбки»

Материал и оборудование: стулья, удочка

Ход игры: Стулья – это камушки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок – рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу «Идет рыбак!». Рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За камешком спряталась рыбка, и за этим камушкам спряталась рыбка. Сколько камешков, столько рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется.

Дидактической игры и игровые упражнения по совершенствованию умения считать в пределах пяти в средней группе.

Дидактическая игра «Домики»

Материал и оборудование: цифры

Ход игры: Карточки с цифрами от 1 до 5 лежат на столе лицом вниз. Дети наугад берут одну карточку и должны отсчитать сколько же матрешек, пирамидок. Отсчитав картинки дети кладут на свой стол, а ведущий проверяет их по мере выполнения задания.

«Дидактическая игра «Магазин»

Материал и оборудование: цифры и карточки

Ход игры: Дети продавцы в игрушечном магазине и должны знать, сколько у них игрушек стоит на полочках? Какие игрушки стоят на верхней полке? Сколько их? Найдите нужную цифру и положите рядом на полочку. и т. д. Где больше игрушек на верхней или средней полочке? Верхней или нижней?

Дидактическая игра «Найди пару»

Материал и оборудование: цифры и карточки.

Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами от 1 до 5, дети называют их; строятся в две шеренги друг напротив друга. У детей одной шеренги цифры от 1 до 5, у другой – карточки с изображением одного, двух, трех, четырех и пяти предметов. По сигналу воспитателя дети находят свою пару: к цифре 1- 1 предмет и т. д. После дети меняются карточками.

Дидактическая игра «Кому сколько?»

Материал и оборудование: карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой

Ход игры: ведущий раздает карточки, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Материал и оборудование: цифры

Ход игры: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.

Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределе пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место.

Дидактической игры и игровые упражнения по совершенствованию умения считать в пределах десяти в старшей группе.

Дидактическая игра «Путаница»

Материал и оборудование: цифры

Ход игры: цифры раскладываются на столе или выставляются на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза. Цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует их изменения

Дидактическая игра «Какой цифры не стало»

Материал и оборудование: цифры

Ход игры: цифры раскладываются на столе или выставляются на доске. Ведущий убирает одну-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра должна стоять и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4

Дидактическая игра «Кто первый назовет?»

Материал и оборудование: картинка с изображением предметов расположенных вряд (слева направо или сверху вниз, барабан

Ход игры: ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит в указанном месте. Кто первый называет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

Дидактическая игра «Которой игрушки не стало?»

Материал и оборудование: игрушки

Ход игры: Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа и второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Материал и оборудование: мешочек, счетный материал (2-3 вида мелких игрушек)

Ход игры: Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Ети считают количество ударов. Выполняют задания, проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребенок, игра повторяется.

Дидактической игры и игровые упражнения по совершенствованию умения считать порядковыми числительными в старшей группе.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Материал и оборудование: картинки

Ход игры: ребёнок закрывает глаза или поворачивается вокруг себя, взрослый меняет картинки местами) -отвечая на вопрос, ребёнок должен назвать предыдущий и настоящий порядковый номер картинки, затем сделать, как было.

Дидактическая игра «Общие»

Материал и оборудование: картинки

Ход игры: Назовать, предметы которые по счёту все предметы с каким-либо общим признаком (посуда с ручкой, н-р, или животные с рогами, или одежда с рукавами и т. д.)

Дидактическая игра «Кто?»

Материал и оборудование: картинки

Ход игры: Называть, предмет которые по счёту: тот, кто мычит, тот, кто лает, тот кто кукарекает? (то, из чего пьют, то, чем едят, то, чем режут- и т. д., в соответствии с лексической темой) .

Дидактическая игра «Исправь»

Материал и оборудование: картинки

Ход игры: Ребенку предлагаются задания типа, сделай так, чтобы корова была второй, кот четвёртым, а собака восьмой (аналогично конкретно указать названия любых предметов в пределах другой лексической группы). Назови не первый и не последний предмет среди них.

Дидактическая игра «Предметы»

Материал и оборудование: предмета / картинки

Ход игры: Назовать предметы, стоящие ЗА., ПЕРЕД, ПОСЛЕ, ДО… пятого (или любого по порядку) предмета / картинки, МЕЖДУ третьей и шестой, например, картинками. ДО/ПОСЛЕ, МЕЖДУ какого предмета стоит шестой, например, предмет / картинка? Назови предмет/ картинку, стоящие после пятого, но перед седьмым (восьмым и т. д.) предметом. С использованием цифрового ряда (над каждой или под каждой картинкой/фигурой выкладываются цифры по порядку) - Посмотри на цифру, расскажи, которая по счёту картинка под ней. Сделай эту картинку первой, последней- которая она теперь по счёту? Сделай картинку второй, третьей и т. п. Поменяй картинку местами с соседней- какая по счёту она теперь? Закрой глазки. Что изменилось? (отвечая, указать порядковый номер фигуры). Сделай, как было.

Дидактической игры и игровые упражнения по совершенствованию умения считать порядковыми числительными в средней группе.

Дидактическая игра «Айболит»

Материал и оборудование:: предметные картинки животных

Ход игры: Воспитатель напоминает сказку «Доктор Айболит». Кого лечил доктор? Давайте посмотрим, кто сегодня пришел к доктору. Выставляет предметные картинки животных. Кто пришел первым? Вторым? Третьим? И т. д. Давайте их посчитаем по порядку. Первым пересчитывает воспитатель, затем дети. Кто стоит на четвертом месте? На пятом? И т. д.

Воспитатель: Ребята, вы были очень внимательными и все правильно считали, были очень активны.

Дидактическая игра «Предметы»

Материал и оборудование: игруши

Ход игры: Перед вами в ряд игрушки разные стоят. Перечислите, какие игрушки вы видите. Расставьте игрушки так, чтобы первой была матрешка, второй - неваляшка, третьим - мишка. Поставьте куклу между вторым и третьим номерами. Какая по счету кукла? А мишка? Сколько всего игрушек? Кто стоит перед неваляшкой? Которая по счету неваляшка? На место четвертой игрушки поставьте неваляшку.

Дидактическая игра «Флажки»

Материал и оборудование: цветные флажки

Ход игры: Посмотрите внимательно, что вы видите. Правильно это флажки. Посчитайте сколько всего флажков? Какой по порядку синий, жёлтый, сиреневый, оранжевый флажок? Какого цвета восьмой, пятый, третий, второй флажок?

Дидактическая игра «Яблоки»

Материал и оборудование: карточка с изображением яблок

Ход игры: Показываю детям демонстрационную карточку с изображением яблок. Предлагаю, расположить яблоки по образцу, как показано у меня здесь. Сколько яблок? Какого цвета яблоки? Посчитаем вместе сначала яблоки. Теперь посчитайте яблоки по порядку. Дети называют мне порядковое числительное и цвет яблока: Первое яблоко красное. Которое по счету зеленое яблоко? Какого цвета яблоко на третьем месте?

Дидактическая игра «Овощи»

Материал и оборудование: 5 разных овощей

Ход игры: выкладываю перед детьми 5 овощей. Спрашиваю, какой овощи, какой по счету. После предлагаю закрыть глаза, в это время меня изображения местами. После дети открывают глаза, и я вновь спрашиваю какой овощ, каким по счету

Мастер-классы в ДОУ

• Доклады, педсоветы, методические объединения в ДОУ

• Кружковая работа в детском саду

• Экспериментально-образовательная работа в ДОУ

• Развивающие игры для детей

• Программы в ДОУ

• Логопеду

• Детское творчество

• Стихи

• Сказки, рассказы

• Бланки в детском саду

• Потешки

• Своими руками

• Подвижные игры

• Презентации

• Родителям

• Авторские стихи для детей

Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда в старшей группе

Дидактическая игра «Не ошибись»

Материал: плоскостные игрушки.

Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.

Дидактическая игра «Отсчитай столько же»

Материал: цифры, разные игрушки.

Ход игры: воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

Дидактическая игра «Соберем букет»

Материал: плоские изображения цветов, вазы.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?

Дидактическая игра «Составим поезд»

Ход игры: Поочередно вызывает каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный говорит: “Я первый вагон”. Второй, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны отцепляются по одному. В конце делаем вывод что: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.

Дидактическая игра «Живой уголок»

Материал: кролики морковки

Ход игры: Воспитатель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1).

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5

Дидактическая игра «Золушка»

Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).

Ход игры: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета (яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц.

Дидактическая игра «Выставка игрушек»

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

Дидактическая игра «Состав числа 5 из единиц».

Материал: картинки собаки, медведя, волка, быка, петуха

Ход игры: Вспоминаем сказку «Заюшкина избушка?» и кто в ней был (Собака, медведь, волк, бык, петух). Затем задаю вопросы:- Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей). Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух). Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей).Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 – это 1 1 1 1 и ещё 1).

Публикации по теме:

Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников - одна из первоочередных задач современной школы - добиваться.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения.

Игровые упражнения и игры с элементами хоккея 1. Знакомство с хоккейной клюшкой: из каких частей состоит, как ее удобнее брать, как удобнее и безопаснее бить; почему клюшкой опасно размахивать.

Игры и игровые упражнения для родителей и воспитателей по теме «Общение» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Игры и игровые упражнения.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Подвижные игры и игровые упражнения с парашютом Подвижные игры и игровые упражнения с парашютом. Игра «Затейники» Цели: развитие слухового и зрительного внимания; активизация двигательных.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения» Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое" один " и " много.

Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи Термины Арифметические задачи Решаются арифметическим действием Текстовые задачи Сформулированы на естественном языке Простые задачи.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры и игровые упражнения по формированию умения составлять множества из отдельных элементов
Опубликовано: 20 января 2018 в 00:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративной росписью дымковской игрушки ( Лошадка) ; учить рисовать кончиком кисточки, ставить точки и...
Основной этап проекта с детьми 5–6 лет Весёлые краски!
Основной этап реализации проекта «Весёлые краски» с детьми 5 – 6 лет. ( краткосрочный проект, 2 недели) Цель: формирование художественно-творческой...
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель: • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал: Картинки с изображением парка,...
Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе
Сюжетно-ролевая игра "БОЛЬНИЦА" в средней группе «На приём к детскому врачу» Цель: Учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»» Задачи: Учить...
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до...
«Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке» Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять...