Елена Шелапутина
Дифференциально-диагностическая таблица нарушений характеристик психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Недоразвитие (ОНР)
Общие характеристики : Нарушение структуры деятельности. Первичная недостаточность результатов функционирования.
Память: Объем памяти снижен. Неумение использовать рациональные способы запоминания. Зрительная память лучше вербальной.
Мышление: Дефект первичного интеллекта.
Речь: Выраженное недоразвитие, бедный словарный запас, грамматический строй упрощён, дефект произношения, фразовая речь с 5-6 лет, нет словотворчества, переход с одного на другой уровень спонтанный.
Публикация «Дифференциально-диагностическая таблица нарушений характеристик психического развития» размещена в разделах
Эмоционально-волевая сфера: Недоразвитие личностных качеств, слабоволие, внушаемость, раздражительность, агрессия.
Моторика: Общая моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики.
Игровая деятельность: Без особенностей.
Задержка развития (ЗПР)
Общие характеристики : Частичное недоразвитие. Инертность или расторможенность. Недостаток речевой регуляции.
Память: Непосредственное запоминание резко снижено. Доступно опосредованное запоминание.
Мышление: Дефект вторичного интеллекта. Трудности при переносе навыков, формирования понятий.
Речь: Речь обедненная, понятийный смысл слов затруднен. Частое употребление местоимений, слов паразитов, дефектная фразовая речь к 4-5 годам.
Эмоционально-волевая сфера: Психическая или органическая инфантильность, неспособность к волевому усилию и системной деятельности. Повышенный или пониженный фон настроения. Тяжело переживает неудачу.
Моторика: Общая моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики.
Игровая деятельность: Замедленное формирование сюжетно-ролевой игры, трудности в использовании предметов.
Поврежденное развитие (олигофрения)
Общие характеристики : Порциальность нарушений. Грубая инертность психических процессов.
Память: Нарушение опосредованного запоминания
Мышление: Дефект вторичного интеллекта. Нарушение активности и целенаправленности мышления. Снижение способности к обобщению.
Речь: Замедленное развитие речи, часто встречаются заикания
Эмоционально-волевая сфера: Отсутствие критики, конфликтные, агрессия, расторможенность или заторможенность.
Моторика: Нарушение мелкой моторики, тремор, тики.
Игровая деятельность: Ролевая игра сама не формируется, неадекватные действия с игрушками, слабый интерес к игре, не умение использовать предметы.
Искаженное развитие (РАС)
Общие характеристики : Неадекватность психических реакций. Оторванность от реальности.
Память: Нарушение опосредованного запоминания.
Мышление: Искажен процесс обобщения, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой схем.
Речь: Встречается мутизм, вычурные фразы, обилие неологизмов, своеобразный грамматический строй, разговор о себе в 3-м лице, нарушен ритм речи.
Эмоционально-волевая сфера: Ранимость, обидчивость, искажение личностных качеств, аутизация.
Моторика: Стереотипии, вычурность поз, манерность, амимия, толчкообразные движения.
Игровая деятельность: Трудности в ролевой игре по заданному сюжету. Адекватные действия с игрушками, стереотипии, своеобразное использование предметов заместителей.
Дисгармоничное развитие
Общие характеристики : Порциальные дефекты эмоционально-волевой сферы.
Память: Без особенностей.
Мышление: Аффективно-обусловленный искаженный интеллект.
Речь: Без особенностей.
Эмоционально-волевая сфера: Возбудимость, недостаточность развития высших эмоций. Интеллект не регулирует эмоциональную сферу.
Моторика: Без особенностей.
Игровая деятельность: Без особенностей.