Татьяна Соколова
Работа с детьми с ОВЗ по технологии «Динамические пары смешанных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми с ОВЗ по технологии «Динамические пары смешанных способностей»
«То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве,
он сумеет сделать завтра самостоятельно»
Л. С. ВЫГОТСКИЙ
Понятия «инклюзия» и «интеграция» стали часто употребляться применительно к вопросам организации обучения детей с ОВЗ, зачастую синонимично, что не совсем верно. Если мы начинаем создавать особые условия для только «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Необходимо, чтобы система обучения подстраивалась под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Публикация «Работа с детьми с ОВЗ по технологии „Динамические пары смешанных способностей“» размещена в разделах
Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения.
Таким образом, интеграция скорее является образовательной технологией, а инклюзия - это социокультурная технология. Инклюзивное же образование является следующим ИННОВАЦИОННЫМ шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.
При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
В связи с этим перед собой поставила задачи:
1. Познакомить нормально развивающихся дошкольников с особенностями поведения их сверстников с ОВЗ в различных жизненных ситуациях и в быту, сформировать понимание объективных причин.
2. Создать в сознании нормально развивающегося ребенка позитивный образ сверстника с ОВЗ.
3. Учить детей, нормально развивающихся и имеющих ограниченные возможности здоровья, способам коммуникации со сверстниками через применение технологии взаимодействия в динамических парах смешанных способностей.
В контексте решения указанных задач исходила из понимания, что личность ребенка проходит несколько этапов развития, сопряженных с процессом принятия личности другого человека, наиболее характерный для дошкольного возраста – эмоционально-поведенческий.
Поэтому указанная инклюзивная технология реализуется в несколько тактов:
1. В условиях разрешения специально созданных проблемных ситуаций даю
возможность дошкольнику, не имеющему нарушений развития, прочувствовать на уровне физических ощущений те ежедневные сложности, которые испытывают дети с ОВЗ.
2. Через осознание существующих проблемных ситуаций формирую у дошкольников уважительное отношение к сверстникам с ОВЗ.
3. Знакомлю нормотипически развивающихся детей с стратегиями и моделями социального взаимодействия с детьми с ОВЗ.
4. Формиррую у нормотипически развивающихся дошкольников социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.
Таким образом, решая задачи каждого такта, способствую изменению негативного отношения к детям с ОВЗ в сознании дошкольников и формированию у них психологической готовности к принятию «особых детей» в детский коллектив, а для детей с ОВЗ – успешной адаптации на эмоциональном и поведенческом уровне.
Одной из таких моделей может являться технология «Динамических пар смешанных способностей», основная цель которой заключается в создании условий для организации взаимодействия детей, посредством формирования социально-психологической готовности к принятию детей с ОВЗ их нормотипически развивающимися сверстниками. Путем конструирования «интерактивного образовательного пространства», через собственный опыт игрового переживания различных «барьерных ситуаций» у участников действия изменяется отношение к детям с ограниченными возможностями. Это позволяет каждому почувствовать на себе влияние различных ограничений, что создает условия для подлинного понимания и уважения дошкольников с ОВЗ, формирования позитивного отношения к ним. Одним из таких условий является теплая доброжелательная обстановка в группе, которую создаю путем организации ситуаций успешного взаимодействия в паре детей со смешанными способностями, то есть нормально развивающегося ребенка и ребенка с ОВЗ. А именно следующее. В процессе наблюдений за детьми с ОВЗ часто оказывается, что симпатичный ребенку сверстник отвергает его из-за неумения наладить контакт. Проводится работа по формированию коммуникативных умений. Например, детей подводим к пониманию, что выражая просьбу или предложение, нужно подойти к ровеснику, заглянуть в глаза, можно дотронуться до руки, назвать по имени и лишь затем высказывать свое предложение. Педагоги демонстрируют разные способы обращения к сверстнику:
Педагогом подчеркивается, что вместе лучше преодолевать трудности и решать проблемы, чем одному. Дети обычно быстро понимают, что взрослый хвалит их не только за правильно выполненное задание, но и за помощь сверстнику- сразу откликались на просьбу о помощи.
Продуктивность индивидуальных занятий, проводимых в виде дидактического и коммуникативного взаимодействия со значимым сверстником, существенно повышается.
Ребенку, который помог сверстнику, например, одеться на прогулку, наклеивается светлый овал на экран Взаимопомощи. Малейшие проявления доброжелательности ребенком, агрессивно настроенным в отношении ребенка с ОВЗ, поощряются. Говорю: «Матвей, сейчас я увидела, что ты хотел бросить игрушку в Игоря и стукнуть его из-за того, что он не уступил дорогу твоей машинке. Но ты не сделал этого, наверно вспомнил, что Игорь плохо слышит. Тебе было трудно, но ты сумел сдержать себя и просто убежал». Таким образом, помогаем ребенку выразить словами свое решение и позитивные побуждения, которые в дальнейшем превратятся в понимание и помощь.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности.
Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.
Управление рисками
Совместная деятельность в парах смешанных способностей влечет за собой три основных риска: игнорирование, активное отторжение или чрезмерная помощь. Необходимо соблюдать следующие правила, позволяющие управление этими рисками:
1. Не все дети относятся друг к другу с уважением и полноценно участвуют в работе. Поэтому необходимо обучаю их навыкам совместной работы и отслеживать их использование, особенно на ранних стадиях.
2. Не слишком много вмешиваться в работу смешанных пар, тем самым «убивая» идею совместной работы и взаимопомощи, которую дошкольники должны оказывать друг другу, начиная с простых заданий и постепенно осваивая более сложные.
3. Направлять в смешанной паре работу нормально развивающегося дошкольника по оказанию дозированной помощи для того, чтобы не сформировался эффект «интернатского ребенка» или «выученной беспомощности» у ребенка с ОВЗ, когда он начинает считать, что ему все должны.
Эффекты технологии «Динамические пары смешанных способностей» :
1. Развитие самостоятельности через вхождение в зону ближайшего развития ребенка с ОВЗ.
2. Освоение навыков дидактического и коммуникативного партнерства.
3. Микроклимат доброжелательности и взаимопомощи.
4. Улучшение результатов освоения АОП детьми с ОВЗ.
Цель моей работы – создание условий для выравнивания возможностей детей, что способствует их интеграции в общество и создает предпосылки для независимой жизни.