Светлана Александрова
Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с различными ограниченными возможностями здоровья.
Не секрет, что дошкольников с ограниченными возможностями здоровья характеризует достаточно низкий уровень физического развития, развития восприятия, памяти, недостаточно сформированы пространственные представления, игровая деятельность, снижена потребность общения со сверстниками и со взрослыми, уровень мотивации и коммуникативного развития тоже снижен. Их достаточно сложно заинтересовать и организовать к активному участию в образовательном процессе. Дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие, быстрота, ловкость, координация движения, выносливость и сила, имеют лишний вес, нарушение осанки, следствие чего у них наблюдается мешковатость, неуклюжесть, скованность, неуверенность в своих силах.
Публикация «Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Поэтому в целях физического развития, заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития и формирования новых знаний, решила применить в своей работе квест – технологию, которая помогает объединить обучение и воспитание в целостный процесс, заинтересовать, увлечь ребенка, тем самым повысив потребность в усвоении нового материала, развить различные физические качества, а значит, и повысить результативность коррекционно- оздоровительной работы.
Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
Возможно ли использование квест-игры в работе с детьми ОВЗ? Безусловно, да!
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в свете требований ФГОС ДО. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников, которая способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, физических качеств, созданию собственных творений, развитию активной позиции ребенка в ходе решения поисковых игровых задач.
Целью квест-игр в области физического развития, является саморазвитие и самовоспитание личности, творческой, физически здоровой, с активно познавательной позицией.
Форма проведения образовательной деятельности в виде квестов интересна и нестандартна. Это могут быть захватывающие путешествия, познавательные экскурсии, занимательные встречи, в ходе которых участники решают определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной задачи, которые могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными. В квесте всегда предполагается задание, предлагающее что-либо найти: предмет, сообщение или подсказку, чтобы двигаться дальше. Проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Я считаю, что основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий при минимальном вмешательстве взрослого, дети могут самостоятельно добиться нужного результата.
Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности. При организации квест-игр учитываю возможность развития дошкольников по всем образовательным областям, реализую различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора.
Работа над квестами для детей с ОВЗ имеет свою специфику, непосредственно связанную с особенностями развития данной группы дошкольников (низкая познавательная активность, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, различные речевые, физические нарушения и т. д.). Поэтому содержание, задания и условия организации игры я планирую в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями предполагаемых участников. В содержание включаю различные виды деятельности, так как выполнять однотипные задания дети данной группы, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Тщательно продумываю временные интервалы, в течение которых воспитанники смогут справиться с заданием, но при этом не потеряют к нему интерес. Кроме того, они должны четко представлять себе цель, к которой стремятся.
У детей с ОВЗ есть в наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
Квест - игра проявляет значительную роль в коммуникативном развитии дошкольников с различными патологиями. Участвуя в игре, дети учатся слушать других, а также привлекать внимание к своим высказываниям. Эффективность этих мероприятий заключается главным образом в том, что воспитанники поставлены в такие ситуации, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями, решать поставленную задачу.
В процессе внедрения в практику квест-технологии я увидела, что создается атмосфера эмоционального подъема и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса, в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах, снимается чувство страха за ошибку. У дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам. Кроме того, несомненным достоинством квест-игры является возможность привлечения в совместную деятельность абсолютно всех участников коррекционно-развивающего процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов детского сада (например, учителя - дефектолога, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя). С помощью этой совместной деятельности мы реализуем творческие, физические, речевые и умственные способности, позволяя им воплотить свои знания практической деятельности.
В своей работе в основном использую квесты :
-по количеству участников- как одиночные, так и групповые;
-по продолжительности –краткосрочные;
-по содержанию- сюжетные;
-по структуре сюжетов –линейные и кольцевые;
-по форме организации – путешествие.
Для составления маршрута использую разные варианты:
маршрутный лист (на нем написаны последовательно станции и где они расположены; или использую загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)
карта (схематическое изображение маршрута);
«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
Например, недавно в нашей группе проводилась квест-игра «Юный пешеход», которая была нацелена на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. При организации квест - игры принимали участие воспитатель, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Проведенное мероприятие являлось частью системы работы над образовательной задачей по ОБЖ, а именно по закреплению правил дорожного движения. Проведенная игра – это линейный квест, организованный в форме поиска нужного предмета.
Целью игры было определение уровня развития знаний и умений, усваиваемых детьми по ПДД. Для реализации данной цели были поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
При проведении игры использовала различные методы и приемы.
Использовала такие педагогические технологии как :
Здоровьесберегающие технологии : подвижные игры, танцевальные движения под ритмичную музыку, гимнастика для глаз.
Технология проектной деятельности игрового характера.
Информационно-коммуникационная технология (использование интерактивной доски, просмотр видео)
Личностно - ориентированная технология (технология сотрудничества : игра, упражнения в сотрудничестве с воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию).
Интерактивная технология («хоровод», «работа в парах»)
Для проведения квест - игры был выбран сюжет, в котором возникла проблемная ситуация: пропали ключи от мини-сейфа. Для оказания помощи воспитателю детям пришлось преодолеть ряд преград и трудностей.
Квест – игра проходила поэтапно, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяло команде игроков перейти на следующий этап. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Первый этап проведения игры: организационно - мотивационный.
Для того, чтобы привлечь детей к предстоящей деятельности, предложила посмотреть детям видео, далее - пройти тестирование, чтобы получить удостоверения «Юный пешеход». После проведения тестирования возникла проблема: нет ключей от мини-сейфа, как помочь воспитателю найти ключи от мини-сейфа, где лежат удостоверения? Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность была высокой.
Второй этап проведения игры: содержательный.
Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в выполнении заданий, которые были спрятаны на разных остановках. На каждой остановке дети находили ключ от сейфа, который не подходил к мини-сейфу. Только на последней остановке нашли подходящий ключ.
Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях детского сада (музыкальный и спортивный зал, кабинет «Разумейка», холл ДОУ) и большого разнообразия смены деятельности детей.
Воспитанникам предлагала задания, побуждающие их к решению поставленных задач. И у них проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.
А при выполнении игровых заданий в нахождении, отгадывании, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий и правильного их включения в игру (танец «Сигналы светофора», подвижные упражнения, гимнастика для глаз) у ребят не проявлялось признаков утомляемости.
В квест-игре использовала разные информационные технологии (ИКТ, мультимедийные презентации, аудизаписи, видеозаписи).
В заключительном третьем этапе дети встретились с инспектором ГИБДД (игровой персонаж) в игровом центре «Светофорчик», который сам предложил им задание. Дети с большим удовольствием выполнили его задание и была проведена рефлексия.
С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.
Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям игры. На всех этапах игры активизировалась двигательная, речевая, познавательная деятельность детей.
При проведении данной квест-игры дети закрепили свои знания в области ОБЖ, а также показали такие качества, как ловкость, быстрота реакции, целеустремлённость, взаимовыручка. Воспитанники с интересом принимали участие в квесте по ПДД. Дети путешествовали с помощью дорожных знаков и преодолевали препятствия в виде сложных и интересных заданий. Такие квесты развивают коммуникативные способности, познавательный интерес, воспитывают у детей интерес к ОБЖ, формируют навыки работы в команде, способствуют групповой сплочённости. Взаимоотношения детей с воспитателем, и педагогами – специалистами на протяжении всех игр были дружескими, эта позиция привлекает и дисциплинирует детей.
В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения, а также разнообразие образовательной деятельности, внесение в нее элементов двигательной активности.
Анализируя, проведенную игру, считаю, что выбранная форма образовательной деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы, могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии способствует :
повышению уровня мотивации и коммуникативного развития, развитию речи, памяти, внимания, потребности общения со сверстниками и со взрослыми.
игровой мотивации, которая вызывает большой интерес у детей, их активность становится достаточно высокой, проявляется стремление, творчество.
формированию пространственных представлений.
Развитию физических качеств: ловкости, быстроты реакции, выносливости, эмоционального подъема, легко преодолеваемых физических нагрузок наряду с развитием воображения и пространственного мышления.
заинтересованности и организованности к активному участию в образовательном процессе.
Данная технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, физического и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Потенциал квеста в формировании здорового образа жизни заключается в том, что квест по своей форме, структуре, представляет интересную для детей деятельность, и самое главное, деятельность активную. Физическая активность является одним из непременных атрибутов многих игровых квестов. Поэтому ребенок в такой игре может не только закреплять свои представления о здоровом образе жизни, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе игры. В соответствии с этим, я полагаю, что на современном этапе целесообразно рассматривать квесты, как одно из средств, способствующих оздоровительной работе с детьми с ОВЗ.