Папки-передвижки

Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ

Светлана Александрова
Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ

В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с различными ограниченными возможностями здоровья.

Не секрет, что дошкольников с ограниченными возможностями здоровья характеризует достаточно низкий уровень физического развития, развития восприятия, памяти, недостаточно сформированы пространственные представления, игровая деятельность, снижена потребность общения со сверстниками и со взрослыми, уровень мотивации и коммуникативного развития тоже снижен. Их достаточно сложно заинтересовать и организовать к активному участию в образовательном процессе. Дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие, быстрота, ловкость, координация движения, выносливость и сила, имеют лишний вес, нарушение осанки, следствие чего у них наблюдается мешковатость, неуклюжесть, скованность, неуверенность в своих силах.

Публикация «Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Поэтому в целях физического развития, заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития и формирования новых знаний, решила применить в своей работе квест – технологию, которая помогает объединить обучение и воспитание в целостный процесс, заинтересовать, увлечь ребенка, тем самым повысив потребность в усвоении нового материала, развить различные физические качества, а значит, и повысить результативность коррекционно- оздоровительной работы.

Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.

Возможно ли использование квест-игры в работе с детьми ОВЗ? Безусловно, да!

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в свете требований ФГОС ДО. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников, которая способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, физических качеств, созданию собственных творений, развитию активной позиции ребенка в ходе решения поисковых игровых задач.

Целью квест-игр в области физического развития, является саморазвитие и самовоспитание личности, творческой, физически здоровой, с активно познавательной позицией.

Форма проведения образовательной деятельности в виде квестов интересна и нестандартна. Это могут быть захватывающие путешествия, познавательные экскурсии, занимательные встречи, в ходе которых участники решают определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной задачи, которые могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными. В квесте всегда предполагается задание, предлагающее что-либо найти: предмет, сообщение или подсказку, чтобы двигаться дальше. Проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Я считаю, что основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий при минимальном вмешательстве взрослого, дети могут самостоятельно добиться нужного результата.

Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности. При организации квест-игр учитываю возможность развития дошкольников по всем образовательным областям, реализую различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора.

Работа над квестами для детей с ОВЗ имеет свою специфику, непосредственно связанную с особенностями развития данной группы дошкольников (низкая познавательная активность, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, различные речевые, физические нарушения и т. д.). Поэтому содержание, задания и условия организации игры я планирую в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями предполагаемых участников. В содержание включаю различные виды деятельности, так как выполнять однотипные задания дети данной группы, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Тщательно продумываю временные интервалы, в течение которых воспитанники смогут справиться с заданием, но при этом не потеряют к нему интерес. Кроме того, они должны четко представлять себе цель, к которой стремятся.

У детей с ОВЗ есть в наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.

Квест - игра проявляет значительную роль в коммуникативном развитии дошкольников с различными патологиями. Участвуя в игре, дети учатся слушать других, а также привлекать внимание к своим высказываниям. Эффективность этих мероприятий заключается главным образом в том, что воспитанники поставлены в такие ситуации, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями, решать поставленную задачу.

В процессе внедрения в практику квест-технологии я увидела, что создается атмосфера эмоционального подъема и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса, в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах, снимается чувство страха за ошибку. У дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам. Кроме того, несомненным достоинством квест-игры является возможность привлечения в совместную деятельность абсолютно всех участников коррекционно-развивающего процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов детского сада (например, учителя - дефектолога, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя). С помощью этой совместной деятельности мы реализуем творческие, физические, речевые и умственные способности, позволяя им воплотить свои знания практической деятельности.

В своей работе в основном использую квесты :

-по количеству участников- как одиночные, так и групповые;

-по продолжительности –краткосрочные;

-по содержанию- сюжетные;

-по структуре сюжетов –линейные и кольцевые;

-по форме организации – путешествие.

Для составления маршрута использую разные варианты:

маршрутный лист (на нем написаны последовательно станции и где они расположены; или использую загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)

карта (схематическое изображение маршрута);

«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

Например, недавно в нашей группе проводилась квест-игра «Юный пешеход», которая была нацелена на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. При организации квест - игры принимали участие воспитатель, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Проведенное мероприятие являлось частью системы работы над образовательной задачей по ОБЖ, а именно по закреплению правил дорожного движения. Проведенная игра – это линейный квест, организованный в форме поиска нужного предмета.

Целью игры было определение уровня развития знаний и умений, усваиваемых детьми по ПДД. Для реализации данной цели были поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

При проведении игры использовала различные методы и приемы.

Использовала такие педагогические технологии как :

Здоровьесберегающие технологии : подвижные игры, танцевальные движения под ритмичную музыку, гимнастика для глаз.

Технология проектной деятельности игрового характера.

Информационно-коммуникационная технология (использование интерактивной доски, просмотр видео)

Личностно - ориентированная технология (технология сотрудничества : игра, упражнения в сотрудничестве с воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию).

Интерактивная технология («хоровод», «работа в парах»)

Для проведения квест - игры был выбран сюжет, в котором возникла проблемная ситуация: пропали ключи от мини-сейфа. Для оказания помощи воспитателю детям пришлось преодолеть ряд преград и трудностей.

Квест – игра проходила поэтапно, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).

Прохождение каждого этапа позволяло команде игроков перейти на следующий этап. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Первый этап проведения игры: организационно - мотивационный.

Для того, чтобы привлечь детей к предстоящей деятельности, предложила посмотреть детям видео, далее - пройти тестирование, чтобы получить удостоверения «Юный пешеход». После проведения тестирования возникла проблема: нет ключей от мини-сейфа, как помочь воспитателю найти ключи от мини-сейфа, где лежат удостоверения? Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность была высокой.

Второй этап проведения игры: содержательный.

Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в выполнении заданий, которые были спрятаны на разных остановках. На каждой остановке дети находили ключ от сейфа, который не подходил к мини-сейфу. Только на последней остановке нашли подходящий ключ.

Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях детского сада (музыкальный и спортивный зал, кабинет «Разумейка», холл ДОУ) и большого разнообразия смены деятельности детей.

Воспитанникам предлагала задания, побуждающие их к решению поставленных задач. И у них проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.

А при выполнении игровых заданий в нахождении, отгадывании, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий и правильного их включения в игру (танец «Сигналы светофора», подвижные упражнения, гимнастика для глаз) у ребят не проявлялось признаков утомляемости.

В квест-игре использовала разные информационные технологии (ИКТ, мультимедийные презентации, аудизаписи, видеозаписи).

В заключительном третьем этапе дети встретились с инспектором ГИБДД (игровой персонаж) в игровом центре «Светофорчик», который сам предложил им задание. Дети с большим удовольствием выполнили его задание и была проведена рефлексия.

С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям игры. На всех этапах игры активизировалась двигательная, речевая, познавательная деятельность детей.

При проведении данной квест-игры дети закрепили свои знания в области ОБЖ, а также показали такие качества, как ловкость, быстрота реакции, целеустремлённость, взаимовыручка. Воспитанники с интересом принимали участие в квесте по ПДД. Дети путешествовали с помощью дорожных знаков и преодолевали препятствия в виде сложных и интересных заданий. Такие квесты развивают коммуникативные способности, познавательный интерес, воспитывают у детей интерес к ОБЖ, формируют навыки работы в команде, способствуют групповой сплочённости. Взаимоотношения детей с воспитателем, и педагогами – специалистами на протяжении всех игр были дружескими, эта позиция привлекает и дисциплинирует детей.

В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения, а также разнообразие образовательной деятельности, внесение в нее элементов двигательной активности.

Анализируя, проведенную игру, считаю, что выбранная форма образовательной деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы, могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии способствует :

повышению уровня мотивации и коммуникативного развития, развитию речи, памяти, внимания, потребности общения со сверстниками и со взрослыми.

игровой мотивации, которая вызывает большой интерес у детей, их активность становится достаточно высокой, проявляется стремление, творчество.

формированию пространственных представлений.

Развитию физических качеств: ловкости, быстроты реакции, выносливости, эмоционального подъема, легко преодолеваемых физических нагрузок наряду с развитием воображения и пространственного мышления.

заинтересованности и организованности к активному участию в образовательном процессе.

Данная технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, физического и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Потенциал квеста в формировании здорового образа жизни заключается в том, что квест по своей форме, структуре, представляет интересную для детей деятельность, и самое главное, деятельность активную. Физическая активность является одним из непременных атрибутов многих игровых квестов. Поэтому ребенок в такой игре может не только закреплять свои представления о здоровом образе жизни, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе игры. В соответствии с этим, я полагаю, что на современном этапе целесообразно рассматривать квесты, как одно из средств, способствующих оздоровительной работе с детьми с ОВЗ.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования.

Применение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пунктаПрименение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пункта Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Применение здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми во время прогулки. Квест-игра в подготовительной группеПрименение здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми во время прогулки. Квест-игра в подготовительной группе Квест-игра в подготовительной группе"Путешествие за секретами здоровья"Цель: пропаганда здорового образа жизни Задачи: подвести к пониманию.

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗИгровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК» Игровые здоровьесберегающие.

Видео «Мастер-класс с педагогами «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками» Мастер-класс с педагогами по квест технологии «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками» Добрый день, я Киреева Наталья.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Консультация для педагогов «Применение квест-технологии в корекционной работе с детьми с ОВЗ» Учитель-логопед В. В. Волк МБДОУ № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска Консультация для педагогов «Применение квест-технологии в корекционной.

Мастер-класс «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками» Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер – класса «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» Основной принцип мастер.

Мастер-класс с педагогами по квест технологии «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками» ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» Цель: Поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию.

Применение технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в коррекционно-развивающей работе Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед нами-педагогами достаточно сложную задачу: организовать предметно–разви-вающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 21 марта 2019 в 23:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД