Папки-передвижки

Организация строительных игр с Лего с целью развития творческого воображения старших дошкольников

Мария Морозова
Организация строительных игр с Лего с целью развития творческого воображения старших дошкольников

1.1. Понятие, виды,содержание и особенности руководства строительными играми

Понятие «строительно - конструктивная игра» впервые появляется в работах педагогов и психологов П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. При этом данный вид детской деятельности достаточно хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке. Игры со строительными материалами используются в различных системах дошкольного воспитания таких как педагогика Монтессори, Фребеля, Шлегер. Важнейшая особенность подобных игр заключается в их близости к созидательной человеческой деятельности. Это в первую очередь связано с тем, что занимаясь конструированием, ребенок способен создать собственные архитектурные сооружения, собственную реальность для активности и деятельности.

Публикация «Организация строительных игр с Лего с целью развития творческого воображения старших дошкольников» размещена в разделах

А. Н. Давидчук отмечает важнейшую роль игры в формировании психики ребенка любого возраста – будь то младший дошкольник или ученик первого класса, он отмечает. Д. Б. Эльконин отмечает, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, в которой ребенок обретает первоначальный опыт, развивает физические и духовные силы, способности, которые необходимы для последующей жизни в обществе.

Строительные игры с конструктором LEGO представляют из себя разновидность творческой игры ребенка. В ней дети способны отразить собственные знания и впечатления об окружающем их мире, самостоятельно создают разнообразные вещи, строят здания и различные сооружения, хотя зачастую они предстают в обобщенном, достаточно схематизированном виде. К примеру, есть строительно-конструктивные игры, в процессе которых ребенок занимается только возведением разнообразных строений и сооружений.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как LEGO конструирование. Главная цель работы – это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков у детей 6-7 лет в процессе LEGO конструирования.

LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т. д., транспорт, различные механизмы и конструкции.

Конструктивное творчество, по мнению педагога А. Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий, состоящий из двух этапов:

1. Этап замысла.

2. Этап практической реализации замысла.

На первом этапе замысла у ребенка формируется определенное представление о конечном результате предмета деятельности, а также о способах его достижения. Конструктивный замысел появляется по ходу умственной деятельности. В основе данного замысла есть сравнение, анализ и синтез известных ребенку конструкций. Создание предмета замысла осуществляется на этапе его практической реализации.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка и имеет огромное значение [8] :

- Умственное развитие, которое заключается в том, что в продуктивной деятельности происходит формирование и успешное развитие сенсорных способностей ребенка. Конструируя, дети учатся различать внешние качества и характеристики предметов и образцов – их форму, величину, строение. Помимо зрительного восприятия характеристик предметов, дети разбирают представленный образец на составляющие детали, собирают их в некоторую модель, осуществляя при этом в действии анализ и синтез. Тем самым у ребенка происходит формирование способности сравнивать, производить зрительный анализ, мыслить, а также развиваются познавательные и практические действия.

- Трудовое воспитание ребенка, поскольку игры со строительным материалом достаточно близки к трудовой деятельности взрослого. Они способны воспитать в детях качества, которые подготавливают их к будущему труду, развивая умение формулировать цель, планировать собственную деятельность, подбирать необходимый для этого материал, критически оценивать результаты собственной проделанной работы, а также работы других детей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели, а также развивают трудолюбие.

- Развитие речи ребенка. Благодаря совместной деятельности рук, мозга и речевого аппарата у ребенка появляется возможность оказывать влияние на внешний мир, познавая при этом законы его развития. Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей, расширяя их словарный запас.

Физическое воспитание, в связи с тем, что строительные игры являются способом получения эмоционального наслаждения ребенком, он воплощается в своих любимых героев, выполняя соответствующие действия и функции, от которых получает положительные эмоции. Регулярное упражнение разнообразных движений, которые сопровождаются эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения превращаются в быстрые, ловкие, легко подчиняющиеся контролю глаз. Кроме того, улучшается согласованная работа отдельных мышц тела, особенно сгибателей и разгибателей рук.

Еще одно направление – это эстетическое воспитание ребенка. Для того, чтобы построить какие-либо сооружения ребенка необходимо познакомить с ее подлинным изображением. Это происходит по средствам экскурсий, рассматривания иллюстраций с изображением настоящих построек, в процессе чего у детей происходит развитие художественного вкуса, формирование умения ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Нравственное воспитание, которое происходит в рамках тесного взаимодействия с умственным воспитанием ребенка, благодаря чему происходит решение задачи всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Конструирование в свою очередь способствует формированию самостоятельности, инициативы, организованности и ответственности при выполнении тех или иных заданий. На занятиях конструированием, а также в игре у ребенка воспитываются волевые качества, сдержанность, умение слушать объяснения воспитателя, работая в соответствии с указаниями взрослого, а также преодолевать трудности в достижении цели.

И наконец, подготовка ребенка к школьному обучению. Целенаправленный и систематический процесс обучения детей конструированию оказывает большое влияние при подготовке детей к школе, способствуя формированию способности учиться, раскрывает детям, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Данный познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах.

Таким образом, по результатам проведенного теоретического исследования можно выделить следующие основные отличительные особенности конструктивных игр:

- проявление детьми активности, которая носит инициативный, творческий характер;

- замещение одних предметов другими;

- косвенное участие взрослых в их подготовке и проведении;

- в основе конструктивные умения и способности детей;

- содержанием этих игр являются впечатления детей об окружающем предметном мире;

- это деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного результата, продукта, соответствующего его функциональному назначению;

- деятельность, максимально приближенная к созидательной продуктивной человеческой деятельности;

- важное значение имеет деятельность рук, связанная с активной работой сознания;

Их основная ценность и значение заключаются в развитии детского мышления, пространственного изображения и креативности.

Таким образом, строительно-конструктивные игры - это разновидность творческой игры ребенка. В ней ребенок отражает собственные знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делает различные вещи, возводит здания, сооружения, хоть и в обобщенном, схематизированном виде.

1.2. Творческое воображение

Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.

Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста выделили такие психологи как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, а также многие другие авторы.

Л. С. Выготский характеризует старший дошкольный возраст как основной в процессе активизации функции воображения ребенка – по началу это воссоздающее воображение, которое позволяет уже на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем это творческое воображение, с помощью которого появляется принципиально новый образ.

В. В. Давыдов отмечает такую особенность воображения дошкольников старшего возраста, как подвижность создаваемых образов воображения, а также наличие у них умения отойти от шаблонного и избитого решения к принципиально новому; а также создание нового, совершенно оригинального произведения с придумыванием различных вариантов одной и той же темы. Данные особенности являются определяющими уровень творческого воображения ребенка. При этом, образы и представления дошкольников достаточно гибкие и динамичные, позволяя ребенку вычленять разнообразные свойства данных образов, переносить их на иные образы, придумывая новые образы.

Д. Б. Эльконин отмечает, что развитие воображения детей взаимосвязано, в первую очередь со специальными наглядно-образными задачами, которые задаются ребенку извне, а основания и цель подобных задач заключаются в осмыслении условий, в которых они задаются. Примерно в возрасте пяти лет у ребенка начинают появляться мечты о его будущем. При этом они достаточно ситуативны и неустойчивы. Мечты обуславливаются событиями, которые вызывают у ребенка сильнейший эмоциональный отклик. При этом опорой может служить не только реальный объект, но также представления, которые выражены в слове. Ребенок уже способен сочинять сказки, различные перевертыши и продолжающиеся истории. Однако, при всем этом воображение ребенка дошкольного возраста остается в большинстве своем непроизвольным. Предметом его фантазии становится то, что сильно взволновало ребенка, увлекло и поразило его. Это может быть прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Увеличение произвольности воображения заключается в развитии умения строить замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники фантазируют произвольно, заранее при этом планируя процесс воплощения планируемого замысла. Дети намечают план достижения поставленной цели, предварительно подбирают для этого готовое оборудование.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности.

Автор психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А. В. Запорожец подчёркивает огромное значение и самоценность специфически «детских» видов деятельности и форм общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи - исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.

В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим. Нижней границей воображения авторы считают 2,5 - 4 года. Традиционным и общепринятым является утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию. Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) целостного образа раньше его частей.

Более старший дошкольный возраст (5-6 лет) рассматривается некоторыми психологами и педагогами как время становления продуктивной деятельности, когда развитие воображения зависит от специфического содержания действий. Позволительно предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах. Как только ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях.

Перекомбинирование предметной среды сопровождается яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения : разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета другому. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них выражен личностный элемент - игровое отношение ребенка к предмету.

По мере овладения фразовой речью ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются рассказы - интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных звуков. На 3-м году жизни совершенствуются механизмы и способы перекомбинирования опыта. Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В бытовые действия ребё нок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек. Условное действие начинает достигать высокой схематизации, - оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе слова. Мнимые ситуации выражены словом, ярки и разнообразны. Игра развивается в логике действия и в логике образа, - сюжет расцвечивают мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями. Речь-рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами. Появляются специфические феномены воображения : личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения.

В возрасте от трех до пяти лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает «прикидывать», «примеривать» варианты. Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета, при этом игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет ребенком создается легко, при этом достаточно только лишь короткой реплики - подсказки, и ребенок уже входит в выбранную роль. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям.

Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов. Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая-широкая, то какая бы стала улица?» Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность.

В рисунках и постройках словесные дополнения значительно богаче изображения. Приведенные факты позволяют сказать, что к 4-м годам обособляется мир фантазии, и ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся обстоятельствах, их используют для мысленного «проигрывания» реальных ситуаций. На 5 - 6 году усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и «проигрывание» будущих действий.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.

К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

- произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

- возникновение воображаемого плана её реализации.

Появление произвольного воображения психологи связывают с усложнением деятельности и общения детей. В частности, первые образы произвольного воображения создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.

Выделим еще несколько характерных для воображения старших дошкольников особенностей. В процессе создания творческих образов дети старшего дошкольного возраста пользуются как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, осуществляемым путем анализа и синтеза имеющихся представлений и актуальных восприятий. Широко распространенным приемом создания творческих образов служит гипербола. Преднамеренно, порой гротескно, преувеличивая какие-либо качества объектов или явлений, доводя их до крайности, абсолютизируя, дети старшего дошкольного возраста создают резкие противоположности, доступные пониманию.

Высокого уровня развития достигает мышление по аналогии. В плане воображения старшие дошкольники легко переносят качества одного предмета на другой, нередко прибегают к метафорам. Таким образом, Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Итак, проанализировав особенности воображения детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.

Итак, воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:

- в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения — фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

- воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

- воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Таким образом, творческое воображение детей дошкольного возраста характеризуется определенными особенностями, а именно, становится более произвольным и предполагающим создание определенного замысла. Кроме того, в данном возрасте осуществляется развитие детского фантазирования и осваивание приемов создания новых образов. Воображение теперь находится во внутреннем плане, в результате чего теперь еже наглядная опора образа не является обязательной для ребенка.

1.3. Возможности использования строительных игр с конструктором ЛЕГО в развитии творческого воображения

В силу своей универсальности LEGO-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Разнообразие образовательных конструкторов, их цветовой гаммы — способствует проявлению детского творчества и раскрывает творческий потенциал личности каждого дошкольника.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и LEGO -конструирование в этом стремлении является одной из фундаментальных основ.

Ребенок работает с большой активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформление, в последовательности всего процесса изменения изделия.

Основные этапы развития творческих способностей конструирования на примере работы с LEGO -конструктором:

• планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по операциям, описание черт окончательного результата изделия

овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия

• самостоятельное конструирование

• овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателями и детьми

• самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с составленными задачами и запланированным образом.

• определение назначения получившегося изделия.

Кроме понимания назначения изделия при конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию. Необходимо подчеркнуть, что развитие творческих способностей при конструировании активизируют мыслительные процессы ребенка, порождают интерес к новому к творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности.

Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно по этому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения конструкторской деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка. Любая деятельность по собиранию, разборке, строительству – это отличная тренировочная база для будущей логики и интеллекта.

Конструкторская деятельность детей – это познание габаритов и свойств предметов, того как можно что-то с чем-то соединить. С помощью конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить моторику, координацию движений, глазомер.

Игры с конструктором развивают :

• образное мышление (в действительности, ребенок реализует задуманное)

• пространственное мышление ( на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже

• мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз)

• фантазию (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т. д.)

LEGO и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности детей, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация строительных игр с Лего с целью развития творческого воображения старших дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2020 в 15:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД