Низамутдинова Ольга Николаевна
Дипломная работа. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Психологические особенности развития творчества детей подготовительной группыДети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и так далее.
Богатые возможности в этом отношении представляет творческая деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Публикация «Дипломная работа, Часть 2» размещена в разделах
Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.
Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит, развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, то есть развивать способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы [8,20].
Ребенок 6 -7 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.
Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение, т. к. воображение является основой творческой деятельности, а творчество один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик. Воображение развивается относительно независимо от рассудка и поэтому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников.
Большую роль играют эмоции, которые способствует проявлению интереса к творческой деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения [3,106].
Таким образом, первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется в деятельности ребенка. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Процесс детского творчества не очень развернут во времени творческий акт проходит тут на одном дыхании. Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л. Выгодского, «творит в один прием». Ребенок, как правило, сопровождает фигуру речью, чем больше малыш заинтересован образом, тем ярче это проявляется в его речи. Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет лепить по своему выбору или на задуманную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.
И завершающим этапом творческого процесса знаменуется появления новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и испытывая творческое удовольствие, стремиться сделать ее завершенной. Но переживания его будут еще полнее, если он убедится в том, что эта работа интересна не только для него, но и для окружающих.
Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка на соотношение этих этапов иное, чем у взрослого.
Таким образом, дошкольный возраст синзетивен и наиболее благоприятен для развития всех психологических процессов составляющих основу творчества [3,115].
1.3. Роль дымковской игрушки в развитии творчества детей подготовительной группы.
Определение творчества одной из первых дала Е. А. Флерина. «Творчество – это сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в лепке, отражении, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдениях, а также впечатлений полученных ими через слово,
И. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому Н. П. Саккулина формирование таких качеств личности как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает, как непременные составные творчества [7,60].
В процессе декоративной лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой фигурке, любуется ею, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет, как можно было бы исправить допущенные ошибки и т. п., приобретает различные знания, новые творческие навыки и умения; уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их исполнение.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композиции, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений и т. п.
В чем же проявляется творчество в создании изображения? Для ребенка это может быть изменение величины предмета, с дополнением какой-то детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображение в цвете. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой.
Многие достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке – конечно не форма и способы, а умение, используя минимум средств передать свое состояние.
Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет, изображая рисунок, ребенок часто рассказывает о своем замысле. В рисунках старших дошкольников – все, что окружает детей, что их, волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
И еще одно целое качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.
Гуманизм, оптимизм, содержание детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательность человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всей мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло [7,145].
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию, а именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность детского рисунка (лепки, это пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.
Какие средства выразительности использует ребенок в своем рисунке?
Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присущих дошкольникам разных возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более точно и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы.
Ребенок дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу [19,55].
Использование своего «не подражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш изображает любимых героев, приятные события, а темными – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления.
Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно. Земля – всегда черная (коричневая, небо – синее, солнце – желтое (красное, трава – зеленная, тому подобное. То есть, цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения. Н. П. Сокупина, А. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). Также необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, который для детского рисунка будет выразителен. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунки не всегда выражает настроение ребенка и его замысел.
Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает небрежной линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен. Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений.
Малышу очень трудно передавать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянулась как струна и расправила когти [19,110].
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ – относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть, рисунок маленького ребенка может быть и не грамотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.
Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обуславливает и другую особенность детского рисунка – реализм. Реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а наоборот, предполагает проявление творчества, а значит и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.