Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Интересным и ценным для восприятия детей для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Беседа проводится с целью помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном в книге, журнале.
Публикация «Конкурсная работа „Природа просит доброты“ (часть 3)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтение природоведческой литературы может использоваться как самостоятельное средство ознакомления детей с природой, так и вспомогательное средство формирования экологического сознания дошкольников. Усвоение детьми информации о прочитанном будет успешным, если использовать наглядные пособия.
Наглядные пособия могут сопровождать текст, то есть быть вспомогательным средством, а могут быть основным средством ознакомления детей с природой. Наглядные пособия экологического содержания, используемые в дошкольном учреждении.
Наглядные пособия многообразны с точки зрения их конструкции и содержания, поэтому мы предлагаем их разделить на две группы.
1. Иллюстративный материал, модели.
2. Экранный материал. В педагогической литературе они рассматриваются как технические средства.
Иллюстративный материал правдиво и разнообразно отражает природу; он включает в себя: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.
Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море, а так же картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.
В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:
• Все лесные животные имеют ярко выраженные морфофункциональные приспособительные особенности, доступные познанию детям дошкольного возраста
• Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы : деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных так же носит сезонно приспособительный характер.
• Лес это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания (растительные животные поедают разные части растений, хищники нападают на растительноядных животных).
Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причём картина в силу своей статичности позволяет длительно её рассматривать, многократно обсуждать, сосредотачивать внимание ребят на разных явлениях из жизни леса. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать её.
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображённых объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным материалом.
Необходимо учитывать возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу определить, какое время года изображено на картине, так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание природы по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно, если предлагаются картины с изображением весны и осени. Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.
Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Картины используются воспитателями во всех возрастных группах.
В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Так после наблюдения за воробьями на прогулке воспитатель рассматривает с детьми соответствующую иллюстрацию, просит их повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указать некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Педагог помогает воспитанникам припомнить, где они видели воробьев, что делали птицы.
Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задаёт детям вопросы, помогающие им осмыслить изображённое явление, самостоятельно изобразить связи.
В средней группе дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области ещё не велик, поэтому картина даё т возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни лесной экосистемы то, что обычно скрыто, показать лесных животных в их естественной среде.
Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдёт эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет термины, не имеющие уменьшительно-ласкательный оттенок, то есть делает пояснения достоверного содержания.
Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсудить более мелкие детали это передвижение животных, способы питания и т. д. Не менее важным являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве - всё интересно детям.
Ещё один тип демонстрационных картин имеет большое значение для ознакомления детей с природой - картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детёнышами. Такие «портретные» картины помогают формировать у детей первоначальные представления о домашних животных и их детёнышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры. Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.
Давая детям первоначальные знания о животных на основе картин, воспитатель должен смоделировать их реальные размеры. При этом единицей измерения становится он сам - действиями и движениями обозначает истинные размеры животного. Например, рассказывая о бурундуке, воспитатель сообщает и показывает, что это небольшой зверё к: он умещается на ладони взрослого человека. Говоря о лосе, поднимает руку вверх - это огромный зверь, намного выше человека.
Наряду с большими картинами, начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с чётким цветным изображением самых различных животных и растений. Они используются как раздаточный материал, с ним можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации. Например, детям предлагают картинки с разной средой обитания (озеро, лес, море, к которым они должны подобрать соответствующие картинки с животными, которые могут в ней жить.
Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление. Пейзажи, выполненные в разной технике (живопись, графика, репродукции, художественная фотография) можно разместить в рамки и периодически организовывать выставки на разные темы. Воспитатели, посещая дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, учит радоваться красивому предметному окружению, беречь его.
Так же для развития познавательного и эстетического развития детей могу использоваться готовые модели.
Модель - это предметное или графическое изображение объектов природы, отражающее их признаки, структуру, взаимосвязи реальных частей и явлений. Модель, как педагогическое средство может использоваться педагогом для наиболее полного восприятия детьми того или иного объекта природы, или экосистемы. Модель может быть статичной, или динамичной.
Для формирования экологического сознания могут быть использованы различные экранные средства: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель должен хорошо знать содержание кинофильма, или кинофрагмента для руководства целенаправленной деятельностью детей.
• Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия
на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание. Для сохранения устойчивого внимания на протяжении всего времени
демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна
специальная работа воспитателя.
Непосредственно перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и чёткими вопросами.
После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в правильности фильма, и не удовлетворение, если содержание фильма было не понятно. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными. Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на соответствующую тему.
Сюжетные фильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать не озвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учётом особенностей восприятия детей его группы. Кроме того, педагог имеет возможность вернуться к любому кадру, и ещё раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам не озвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.
Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Животные жарких стран или зоопарка, неоднократно показанные детям, расширяют их кругозор, развивают интерес к окружающему миру. Старшим дошкольникам можно показать учебные фильмы, в которых запечатлена таинственная жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов, - все они могут быть показаны старшим дошкольникам.
• Диапозитивы - это серии отдельных кадров, посвященные
определённой теме. По статичности они напоминают дидактические
картины.
Порядок демонстрации кадров серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит от логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов - иллюстрировать рассказ, объяснения воспитателя. Но они могут быть использованы при обобщении знаний.
Использовать диапозитивы рекомендуется, начиная с младшего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости; имеется возможность вернуться к прежнему кадру.
• Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определённой последовательности и
связанных между собой текстом.
Диафильмы помогают воспитателю решать многие задачи: закреплять и расширять представления, знакомить с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.
Используются диафильмы во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста. При этом, демонстрируя фильм малышам не обязательно пользоваться имеющимся текстом. Текст к диафильму может быть адаптирован воспитателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расширена.
Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в детском саду, содержательно отражающих объекты и образы природы, является средством формирования экологического сознания детей.
Способы организации экологической среды могут быть разнообразными, но самым распространённым способом является создание уголков природы, экологической тропы, создание цветников и огородов на участке. Тщательный подбор растений и животных в экологической среде способствует развитию интереса детей к природе, желанию участвовать в жизнедеятельности объектов природы, овладевать способами трудовой деятельности. Таким образом, ребёнок осознаёт себя частью природы, так как понимает зависимость состояния объектов растительного и животного мира от человека и наоборот -как они влияют на его жизнедеятельность.
Экологическая среда должна содержать различную экологическую информацию, а именно: литературу экологического содержания, детские экологические журналы, наглядные пособия, модели объектов природы и экосистем. Информационная среда позволяет за короткий период времени продемонстрировать долговременные процессы в природе. Она должна быть доступной для восприятия детей. Информационные средства экологического содержания могут быть использованы в различных видах деятельности детей. Одним из таких видов деятельности, направленной на формирование экологического сознания дошкольников является продуктивная деятельность.