Низамутдинова Ольга Николаевна
Дипломная работа. Часть 5
▼ Скачать + Заказать документы
28.03.2017 г. ООД «Составление описательного рассказа о дымковской игрушке барышне» (Приложение 18).
Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ об игрушке с опорой на схему.
Задачи: Обучающая: Совершенствовать умение передавать выразительность образа мимикой и жестами. Формировать эстетическое отношение к дымковскому промыслу.
Развивающая: Развивать способность самостоятельно придумывать последовательность события. Автоматизировать звук «л» в связной речи. Повторить последовательность технологии изготовления дымковской игрушки. Продолжать поддерживать интерес к дымковскому промыслу.
Публикация «Дипломная работа, Часть 5» размещена в разделах
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.
Материалы и оборудование: Видео и аудио аппаратура, видео и аудио записи, костюм дымковской барышни, элементы одежды и головные уборы для перевоплощения детей в дымковские образы (шляпы, кокошники, зонтик, муфта, игрушечная собачка, сумка, головные уборы для мальчиков, карточки «Технология изготовления дымковской игрушки», печка, образцы дымковских игрушек-барышень, сундучок, глиняные заготовки игрушек для росписи, схема для составления описательного рассказа, смайлики веселые и грустные для каждого ребенка
29.03.2017 г. Д/ и: «Декоративное домино».
Цель: Учить детей различать народные росписи, знания их элементов.
Детям предложили рассмотреть карточки с элементами различных росписей. Из всех элементов росписи дети нашли дымковские узоры. После чего собрали все узоры по принципу домино.
30.03.2017г. ООД. «Водоноска» по мотивам дымковской игрушки» (Приложение 19).
Цель: Учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки). Упражнять в выполнении технических навыков раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов. Учить, стекой прорисовывать узоры.
Задачи:
Обучающая: Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки). Упражнять в выполнении технических навыков раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов. Учить, стекой прорисовывать узоры.
Развивающая: развивать творчество и фантазию, образное мышление. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.
31.03.2017 г. Подвижная игра «Горелки»
Цель: Упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры
31.03.2017 г. проведено родительское собрание по теме: «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка». (Приложение 20).
Расширять знания родителей о русских традициях и народно – прикладном искусстве.
Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
Цель: Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества.
03.04.2017 г. Д/ и: «Продолжи узор»
Цель: Формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.
Дети выбирали понравившиеся им карточки с рисунком. После чего продолжили рисовать на карточки узор. По окончанию игры, мы рассмотрели рисунки. Можно сказать, что дети узнают элементы дымковской росписи, правильно подбирают цветовую гамму
04.04.2017 г. Д/ и: «Декоративное домино»
Цель: Закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов, развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Детям предложили рассмотреть карточки с элементами различных росписей. Из всех элементов росписи дети нашли дымковские узоры. После чего собрали все узоры по принципу домино.
01.04.2017 г. во время дневной прогулки проведена подвижная игра «Птички – невелички»
Цель: Учить детей имитировать летящих птиц, при этом каждый может воображать себя той птицей, которая ему больше нравится.
04.04.2017 г. ООД. Лепка. «Дымковский петушок» (Приложение 21).
Цель: Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать творчество и фантазию, образное мышление. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.
В начале ООД была проведена предварительная беседа с детьми, проведен инструктаж безопасности. Предложен показ готовых работ дымковской игрушки из глины и пластилина. Мы рассказали детям особенности лепки из глины, последовательность изготовления игрушек, особенности соединения деталей между собой. Затем дети приступили к изготовлению своих игрушек, которые начинаются с продумывания замысла, изготовления основных и по необходимости дополнительных деталей. Оказывалась индивидуальная помощь в подборе материала, и приема лепки. По окончанию проведен анализа работ при котором учитывалась степень самостоятельности, аккуратность выполнения, соответствие теме.
07.04.2017 г. ООД «Роспись дымковского петушка» (Приложение 22).
Цель: Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими узорами.
Развивать у детей умение пользоваться элементами дымковской росписи. Уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской. Воспитывать самостоятельность, уверенность, творческое воображение, желание сделать свои работы красивым.
Детям было предложено попробовать составить узоры из дымковских элементов, на листе бумаги. Затем дети расписывали глиняную игрушку изготовленную на предыдущей организованной образовательной деятельности.
11.04.2017 г. Д/ и: «Разрезные картинки»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки.
В игре принимали участие несколько детей. Мы показывали образцы, давали возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу, дети собирали из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывал тот, кто первым справится с заданием.
12.04.2017 г. ООД «Аппликация декоративная по мотивам дымковской игрушки». (Коллективная работа) (Приложение 23).
Цель: Закреплять навыки аппликации по мотивам «дымковской игрушки» (кружок, полоски, волнообразные линии). Закрепить знания о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Закрепить умение детей самостоятельно составлять узор знакомых элементов. Развивать чувство цвета, воображение. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством; самостоятельность и творчество.
16.04.2017 г. Праздник «Праздник в Дымково» (Приложение 24).
Цель: Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке. В данном мероприятие широко используется художественное слово – это стихи, загадки и потешки, которые обогащают словарь дошкольников.
В качестве работы с родителями нами был изготовлен буклет по развитию творчества в лепке дымковской игрушки.
На этом формирующий этап был завершен, что позволило нам перейти к контрольному этапу.
2.3. Организация работы на контрольном этапе
Контрольный этап проводился с 13.04. по14.04.2017 г.
Задачи контрольного этапа:
1. Выявить изменения в уровне сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы МБДОУ «детский сад «Островок» пгт. Смирных
2. Разработать методические рекомендации по теме тематического периода «Веселая карусель», рекомендации, пособия по дидактическим играм, консультация для родителей, буклеты и т. д.
13.04.2017 г. Для выявления изменения в уровне сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы в декоративной лепке дымковской игрушки была проведена повторная диагностика Комаровой Т. С. Для проведения диагностики была использована та же методика, что и констатирующем этапе. Использовались те же критерии оценки результатов. Результаты контрольного этапа занесены в таблицу и диаграмму (Приложение7,8).
Проанализировав работу детей, мы сделали следующие выводы:
• Высокий уровень сформированности творческого развития у детей показали двое детей (№1,6, что составило 20%. Дети передают форму игрушки точно. Не допускают ошибок в передаче характерных особенностей дымковской игрушки, в процессе изготовления владеют навыками лепки. Во время изображения вносит свои дополнения в соответствии со стилем дымковской росписи. Использует всю цветовую гамму. Дети дополняют игрушку элементам в лепке и росписи, в работе имеют свой «подчерк». Не обращается за помощью взрослого.
• Средний уровень сформированности творческого развития у детей показали пять детей (№ 3, 5, 7,8, 9, что составило 50%. Ребенок передает форму игрушки в лепке с небольшими искажениями. Допускает незначительные ошибки в передаче особенностей лепки. Ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской игрушки, но не может передать их в росписи игрушки. Выделяет только яркие и крупные элементы. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Проявляет интерес только после напоминания взрослого. Часто обращается за помощью взрослого, в процессе изготовления в основном владеет навыками лепки, но при выполнении декоративных элементов затрудняется.
• Низкий уровень сформированности творческого развития у детей показали три ребенка (№ 2, 4, 10,что составило 30%. Ребенок не умеет передавать форму игрушки в лепке. Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской игрушке, не умеет лепить элементы. Не выделяет элементов росписи. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами дымковской росписи, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Не знает цвета дымковской росписи. Не придаёт значения форме и композиции. Ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей изготовления, не справляется с заданием самостоятельно. Проявляет незначительный интерес. Постоянно просит помощи взрослого.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя опытно-исследовательскую работу по лепке дымковской игрушки, мы пришли к выводу, что необходимо развивать детское творчество через народные художественные промыслы.
В ходе опытно-экспериментальной работы был апробирован план тематического периода «Веселая карусель» по лепке дымковской игрушки в подготовительной к школе группе МБДОУ «Детский сад «Островок» пгт. Смирных.
В ходе тематического периода была проведена следующая работа :
• знакомство детей с дымковской игрушкой через подвижные, дидактические, хороводные, настольно-печатные игры;
• беседы о дымковской игрушке с использование ИКТ;
• проводилась организованная образовательная деятельность, на которой дети учились лепить игрушку, а затем ее расписывать в соответствии с ее образом;
• проводилась работа с родителями : консультация, родительское собрание, совместно с родителями была организованна выставка детских работ.
Для отслеживания динамики результатов обследования на констатирующем и контрольных этапах, нами было проведено сравнение уровней сформированности творческих навыков в декоративной лепке дымковской игрушки. Результаты сравнительной диагностики обследования на констатирующем и контрольном этапах занесены в таблицу и диаграмму (Приложение 9,10).
Сравнив результаты уровня сформированности творческого развития у детей подготовительной к школе группы на констатирующем и контрольном этапах, мы пришли к выводу, что:
• количество детей с высоким уровнем сформированности выросло с 30% до 50%,
• средний уровень сформированности вырос с 40% до 50%,
• низкий уровень сформированности упал с 30% до 0%.
Таким образом, исходя из сравнительной диагностики на контрольном этапе, дают нам основание полагать, что гипотеза полностью подтверждена, так как творческое развитие детей подготовительной к школе группы в процессе лепки дымковской игрушки….
В целях реализации были разработаны следующие рекомендации:
• Обращать внимание на возрастные особенности детей дошкольного возраста.
• Создавать эмоциональный настрой детей.
• чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.
• систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;
Список литературы
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М. : Проспект, 2013. 160с.
2. «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155г. Москва
3. Веракса Н. Е. От рождения до школы. М. : Мозаика Синтез, 2014. 304с.
4. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка И. Я. Богуславская. М. : Просвещение, 2006.116 с.
5. Величкина Г. А. Дымковская игрушка Г. А. Величкина. М. : Мозаика Синтез, 2014. 24 с.
6. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации А. А. Грибовская М. : Просвещение, 2005. 64 с.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: 1999. 344с.
8. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Скрипторий, 2005- 64 с.
9. Доронова Т. Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми. Дошкольное воспитание. 2012. № 12. С. 1314
10. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. М. : Мозаика Синтез, 2013г. 144 с.
11. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Мозаика-Синтез, 2006-136 с.
12. Корчинова О. В. Декоративно прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. М. : Феникс, 2005. 63 с.
13. Коссаковская Е. А. Лепка в детском саду. М. : Просвещение, 2013. 145 с.
14. Лыкова И. А. Дымковская игрушка. М. : Карапуз Дидактика, 2015. 56 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. Б. М. Бим Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.528 с.
16. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М. : Издательский центр, 2013. 352 с.
17. Пономарева Е. А., Иванова С. А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. Изд. : Айрис-Пресс, 2008.8 с.
18. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу Под редакцией Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006-143 с.
19. Соломенникова О. А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. М. : Мозаика-Синтез, 2006-132 с.
20. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М: Скрипторий, 2003-128 с.
21. Тихонова О. Декоративная лепка в детском саду. Дошкольное воспитание. 2014. № 11. С. 36 40 с.
22. Халезова Н. Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду. М. : Просвещение, 2015. 112 с.