Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «метод проектов»

Татьяна Борисовская
Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «метод проектов»

Автор:

Фамилия, И. О___Борисовская Татьяна Анатольевна

Должность: воспитатель

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» р. п. Самойловка Саратовской области

р. п. Самойловка, 2016 г

Название педагогической технологии – метод проектов.

Метод - путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема».

Обоснование соответствия выбранной педагогической технологии ФГОС дошкольного образования.

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, дать ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать у детей творческое мышление и коммуникативные навыки, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Метод проектов признан одним из основных при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу его изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах) .

Итак, метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Сущность педагогической технологии – «метод проектов».

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате

самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проекта позволяет нам:

• развивать у ребенка знания, умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

(самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);

• формировать универсальные интегративные качества (физически развитый, любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире);

• развивать личностные качества

(умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями)

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Этапы работы над проектом.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг– это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. .

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Основные требования к проектной деятельности:

— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

— самостоятельная деятельность дошкольника;

использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов:

(по Евдокимовой Е. С. «Технология проектирования в ДОУ»)

— доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная, ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

— предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания, межпредметный проект;

— характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий, скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

— количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);

— продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия, среднесрочные (до месяца, длительные.

В дошкольном учреждении могут быть:

1. Информационные проекты

— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты

— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

3. Ролевые проекты

— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

4. Творческие проекты

— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т. д.)

Структура образовательного проекта:

— название проекта;

— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;

— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;

— этапы проведения проекта;

— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результатами проектной деятельности могут быть:

— Выставка, газета, журнал.

— Костюм, модель, коллекция.

— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

— Экскурсия, поход, путешествие.

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Спектакль, праздник, видеофильм.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

3. Примеры применения педагогической технологии «метод проектов» в практике работы педагога дошкольной образовательной организации.

В своей работе я активно использую педагогическую технологию - метод проектов. Приведу примеры реализованных мною проектов.

Проект «Новый год у ворот»

Участники: дети младшей группы (3-4 года, родители, воспитатели.

Цель проекта: познакомить детей и родителей с историей новогоднего праздника и новогодней ёлки;

- раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;

- побуждать интерес к предполагаемой деятельности.

Сроки реализации: краткосрочный (21.12. – 31.12. 2014)

Результативность проекта

- познавательный, развивающий, увлекательный праздник, что можно проследить, по отзывам родителей из тетради отзывов и по продуктивной деятельности детей;

- были достигнуты положительные результаты во всех видах образовательной деятельности;

- создан фотоальбом «Ёлочки-красавицы».

Проект «Мама - лучик солнца»

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет,воспитатели,родители.

Цель проекта: углубить знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание доставлять радость близкому, родному человеку.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 14. 11. – 28. 11. 2014)

Вид проекта: познавательный, речевой, творческий, продуктивный.

Результаты:

1. Праздник для мам «Мама - лучик солнца».

2. Вручение мамам подарков.

3. Положительный эмоциональный настрой детей и их родителей.

4. Тесное сотрудничество педагогов с родителями.

5. Обогащение знаний детей о близком и родном человеке – маме.

6. Развитие активного и пассивного словаря детей.

Проект «История возникновения книги»

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатель, родители воспитанников, библиотекарь.

Цель проекта: Показать значение книги в жизни людей, познакомить с различными книгами, историей их создания. Способствовать возрождению книжных традиций семьи, воспитанию у дошкольников интереса к чтению. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать семейные посещения библиотеки.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека.

По профилю знаний: межпредметный (по разделам образовательной программы «Детство»)

По типу объекта проектирования: социальный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.

Понедельник.

1. Просмотр презентации «История создания книги»

2. НОД «Ажурная закладка для книги» (см. Павлова О. В. «Изобразительная деятельность и художественный труд», стр. 95 (художественное творчество)

3. НОД «Путешествие в Литературию» (чтение художественной литературы)

4. Решение кроссворда по сказкам.

5. Рассказ воспитателя о былинах.

6. Викторина «Загадки по сказкам»

7. Творческое задание «Придумай сказочную историю»

Тема: «Волшебное королевство», «Чудесный лес», «Отважный рыцарь», «Приключения роботов», «Волшебные инструменты» (по выбору детей)

Вторник.

1. Знакомство с пословицами о книгах

2. Рассматривание иллюстраций к сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»

3. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишко»

4. Чтение глав из произведения А. Гайдара «Чук и Гек»

5. НОД «Книжка заболела» (коммуникация)

6. - Опытно-исследовательская деятельность: «Бумага, какая она?»;

7. Рассматривание иллюстраций с изображением памятника первопечатнику И. Фёдорову. (Предложить родителям рассказать детям об истории происхождения книг.)

Среда

1. Конкурс чтецов

2. Знакомство со стихотворениями С. Есенина

3. НОД «Библиотека» (познание + коммуникация)

4. НОД «Иллюстрируем обложку для книги К. Паустовского «Тёплый хлеб» (художественное творчество)

5. - Чтение И. Лысцов – «Как тетрадка в поле родилась».

6. С/Р игра «Типография» - развивать творческую активность;

Четверг

1. Развивающая образовательная ситуация «Салат из сказок»

2. НОД «Мы олимпийцы» (конструирование)

3. Чтение сказки В. Сутеева «Палочка - выручалочка» Рисование по сказке.

4. Наведение порядка в «Центре книги»

5. Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

6. Дидактическая игра «Сказка, рассказ, стихотворение»

7. НОД «Экспедиция по следам литературных произведений» (социализация)

8. Дидактические игры «Из какой мы сказки», «Продолжи сказку»;

Пятница.

1. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Беседа по содержанию.

2. Ситуация общения на тему «Производство книг»

3. Изготовление книжек- малышек в подарок малышам.

4. Досуг «День книги»

Результатом проекта стало не только повышение интереса детей к книге, но и получение читательского листа в детской городской библиотеке. Кроме того, изменилось отношение детей к книгам: они стали аккуратнее и бережнее к ним относиться. Дети сделали своими руками «Книжки-малышки» и подарили их ребятам младшей группы.

Активное участие в проекте приняли и родители, которые внесли вклад в оформление книжного уголка, пополнение его новыми книгами.

Список литературы.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

6. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. – 2008.- №3.- С. 6-12.

7. Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч. 2001.№4.-С. 16-17.

8.«Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи/Н. П. Флегонтова//Ребенок в детском саду. -2003.№4.-С. 44-46.

9. Проект как мотивация к познанию/ Е. Евдокимова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №3.-С. 20-24.

10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. Л. С. Киселева. - М.:АРКТИ, 2006.-96с.

11. Семейные проекты /О. Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004.№2.-С. 25-28.

12. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. – 96с.

13. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. -М.: Сфера, 2006. – 64 с.

Материалы интернет- ресурсов:

1.http://festival.1september.ru www.resobr.ru

2.http://detstvogid.ru/proektnaya-deyatelnost-v-dou/.html

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

Консультация для воспитателей «Метод проектов в работе с книгой» Метод проектов в работе с книгой. Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют.

Мастер-класс «Метод проектов» Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания.

Методические рекомендации для родителей по использованию занимательной математики дома Методические рекомендации для родителей. Занимательная математика дома. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка очень велика. Родители,.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Методические рекомендации к использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-дерево» Пояснительная записка Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо дерево» предназначено для развития детей с 2 лет. Это пособие реализует.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей Если педагог хочет, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то он должен сделать все, чтобы организованная деятельность.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Автор публикации:
Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «метод проектов»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 00:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»,...
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...
Наблюдение за первыми всходами цветов
В нашем регионе, Крым, еще не закончилась зима, природа уже проснулась. Появляется везде первая зелень. Первые всходы цветов на клумбе и стали объектами для...
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Лук — мой друг от ста...
Участники совместной работы детского сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется «Лук - мой друг...
Календарно тематическое планирование на Февраль в средней группе
Дата «1» февраля 201 9г. День недели пятница. Тема деятельности «Произведения советских писателей » Цель: Продолжать знакомить детей с авторами детских книг,...