Лучший педагог года

Дистанционное обучение как способ организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями

Кондакова Юлия
Дистанционное обучение как способ организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями

Обеспечивая сегодня доступность дополнительного образования для всех категорий детей, в учреждениях дополнительного образования рассматривают разные формы организации образовательного процесса. Разрабатывая программу для детей с особыми образовательными потребностями важно помнить, что для этой категории детей, по тем или иным причинам, не имеющим возможности посещать занятия в образовательном учреждении, необходимо изыскивать возможности включения в процесс обучения удаленно.

Публикация «Дистанционное обучение как способ организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Дистанционное обучение - это способ организации образовательного процесса, который связан с использованием современных информационных технологий. Благодаря информационным технологиям, процесс обучения может быть реализован на расстоянии, без непосредственного контакта педагога и ребенка. Дистанционное обучение позволяет расширить образовательный процесс особых детей, организовать познавательную деятельность ребенка, обеспечить доступ к цифровым образовательным ресурсам, научить самостоятельно работать с электронными учебными материалами, развить навыки телекоммуникационного общения, интеллектуальные способности. Организация учебного процесса для особых детей строится на основе индивидуальных учебных планов и маршрутов, что позволяет заниматься ребёнку по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Обязательным условием работы педагога является учёт возможностей здоровья ребёнка, его психофизиологических особенностей, способностей, раскрытие его творческого потенциала, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и, конечно, запрос родителей.

В Городском Дворце детского (юношеского) творчества города Омска данная практика существует, и на сегодняшний день реализуется несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов. Нормативные документы чётко диктуют требования обеспечения данной категории детей всеми необходимыми условиями: педагог разрабатывает программный документ, а образовательная организация должна обеспечить доступную среду (специальные условия). В нашей организации пока, не имея возможности создания специальных условий для детей-инвалидов ограниченных в передвижении, мы нашли выход через разработку дистанционных курсов программ. Одна из таких программ, дополнительная общеразвивающая программа «Волшебство своими руками»,реализуясь в дистанционной форме,позволяет создать условия для самореализации ребёнка, выявить и способствовать развитию творческих способностей, предоставляет ребенку, ограниченному в свободном передвижении расширить круг общения и развивать коммуникативные и личностные качества. Важная роль на занятиях отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественному оформлению.

Основными формами проведения занятий являются онлайн-урок и онлайн-консультация, когда педагог непосредственно сопровождает учащегося по учебному материалу. В режиме offline такими формами являются: переписка по электронной почте, представление информации средствами мультимедиа-технологий, презентаций, тестирование, отработка умений с помощью программ-тренажеров, интерактивное исследование учебного материала на образовательных сайтах сети Интернет, посещение электронных библиотек, виртуальных экскурсий, веб-страничек с размещением на них портфолио достижений учащегося.

Созданная и развиваемая в учреждении информационно-образовательная среда (ИОС) позволяет организовать образовательный процесс дистанционно в удобное для учащегося и педагога время, но соблюдая организационные формы и расписание занятий. ИОС программы выстраивается через 3 структурных компонента: управление ИОС программы, руководство и контроль состояния и наполнения;блок учебного материала, пространства заданий и обучения субъектов образовательного процесса;блок общения субъектов образовательного пространства (включая родителей (законных представителей) учащихся).

Контент (наполнение материалами) программы, размещён на портале Дистанционного образования Омской области Ресурсного Информационно-Аналитического Центра Омской области (РИАЦ) в системе дистанционного обучения Moodle. Психологическая служба РАИЦ осуществляет набор учащихся, т. е. отбор именно тех детей, которым по силам и возможностям освоить данную программу.

Работа по программе организована индивидуально,для её реализации требуется стационарный компьютер с возможностью доступа в Интернет, наличие программного обеспечения (в том числе установленная программа Skype) и веб-камеры для конферецсвязи (между педагогом и учащимся). Педагог выступает в роли тьютора, сопровождая и мотивируя учащегося в процессе деятельности.

Большинство занятий составлено по следующему алгоритму:

1 часть занятия – мотивационная. Мотивация к деятельности и пробуждение интереса у учащихся проходит при помощи – мультфильмов, кроссвордов, загадок, анимаций и коротких историй.

2 часть – основная, происходит освоение новых понятий и изготовление поделки (диалог/беседа, практическая работа – изготовление поделок). В помощь и педагогу, и учащемуся имеются фотоматериалы пошагового выполнения продукта творчества.

3 часть – проверочная (игры, викторины, головоломки, тесты, либо рефлексивная (анимированные сюрпризы и открытки).

Разумеется, сотрудниками в этом процессе обучения должны стать 3 стороны: ребенок, родители и педагог. Каждый дистанционный урок, согласно нормам СанПиН, должен обязательно быть чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно дети с особыми потребностями и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время. При работе на компьютере мы не должны забывать, что глаза ребенка должны отдыхать, необходима зарядка для глаз, паузы в работе.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд проблем и трудностей, с которыми сталкивается педагог при организации и проведении занятий с использованием дистанционных технологий, дистанционное обучение необходимо для детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Дистанционные образовательные технологии – это уникальный инструмент, способствующий всестороннему развитию ребёнка-инвалида, реализации его интересов, интеграции ребёнка-инвалида в общество.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дистанционное обучение как способ организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 30 марта 2020 в 16:11
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД