МААМ-картинки

Конспект занятий «Дмитрий Донской» для подготовительной группы

Светлана Баскакова
Конспект занятий «Дмитрий Донской» для подготовительной группы

Конспект занятий для подготовительной группы «Дмитрий Донской».

Цель : Знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа.

Воспитывать чувства патриотизма, стремление подражать героям нашей Родины.

Уточнить смысл и поговорок о героизме, смелости, любви к Родине; пополнить словарный запас детей.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Публикация «Конспект занятий „Дмитрий Донской“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Чтение отрывков из книги : Г. Шторм «На поле Куликовом», Н. Головин «Моя первая русская история».

Изготовления макета Куликова поля с фигурами воинов (из плотного картона).

Оформление групповой комнаты.

Карта-схема Куликовской битвы, макет Куликова поля с фигурками русских воинов и воинов ордынцев,репродукция,которая была использована во время предварительной работы. Записи фрагментов из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

Материал.

Сухие листья,клей, кисти. Трафарет русского богатыря –воина из дружины Дмитрия Донского.

Ход занятий.

Воспитатель. Давно это было, много лет тому назад. Александр Невский освободил наши земли от рыцарей-крестоносцев. Но не было на Руси мира – постоянно с юга совершал набеги, убивал и грабил русский народ коварный и жестокий хан Золотой Орды Мамай со своей огромной армией. Его войны (ордынцы) брали большую дань с россиян – золотом, пушниной. Вот как говорится об этом в «Древней летописи» :

А у кого денег нет,

У того дитя возьмет.

У кого дитя нет,

У того жену возьмёт

У кого жены нет,

Того самого в плен возьмет.

НЕ мог больше русский народ терпеть страшное унижение и разорение. То одно княжество, то другое стало восставать против хана Мамая и его воинов. Но малой силой много ли сделаешь? Тогда мудрый и бесстрашный московский князь Дмитрий Иванович Донской решил собрать россиян в одно большое войско и дать отпор врагу. Он понимал,что «один в поле не воин». Объясните, как вы понимаете эту поговорку. (Рассуждения детей).

Князь Дмитрий разослал своих гонцов во все княжества русские с призывом выступить вместе против хана Мамая. И потянулись к Москве дружины ростовские, ярославские,владимирские, смоленские, брянские (показывает на карте Древней Руси направление дружин). Не только дружинники шли Дмитрию, но и простой люд – крестьяне и ремесленники. Даже монахи Троицкого монастыря послали к князю своих лучших людей – Пересвета и Ослабю, великой силы мужей, дабы они примером были в бою. «За совесть, за честь хоть голову с плеч»,- говорили они. Как вы объясните эту пословицу? (Ответы детей). Посмотрите на картинку (показывает иллюстрацию в книги Г. Шторма «На поле Куликовом») и расскажите,как была вооружена армия Дмитрия Ивановича. (Описание детей).

Собрав войско, князь Дмитрий перешел реку Дон (показывает на карту) и построил ратников то есть воинов на поле Куликовом. Это было 8 сентября 1380 года. Он снял великокняжеские доспехи, надел на себя одеяние простого ратника и пошел в передовой полк,который должен был принять первый удар врага. Отговаривали князя, советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, но он ответил: «Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду,но вместе с вами». Перед вами макет поля, где князь Дмитрий построил свое войско (подводит детей к макету и карте-схеме Куликовской битвы).Как называется это поле? Правильно. Куликова. На берегу какой реки должно было произойти сражение? (На берегу Не правды, впадающей в Дон). Разместите на макете войска хана Мамая и князя Дмитрия. В этом вам поможет карта-схема. Расскажите и покажите, как начался бой.

Дети (показывают с помощью фигурок всадников сражение единоборцев).

Вперёд выехали на конях ордынский богатырь Челубей и русский богатырь Пересвет и вихрем помчались друг на друга.

Воспитатель (читает из древней летописи) :

Не два ветра в поле слетались,

Не две тучи в небе сходились –

Слетались, сходились два удалых витязя.

Ломались их копья вострые.

Разлетались мечи булатные.

Оба упали на землю сырую-

Бездыханные, очи закрывшие.

Чем закончился бой богатырей? (ответы детей).

Вскричали тут две дружины и ринулись на встречу друг друга. (Дети «ведут бой» своих воинов). Все на пути сметая, дрались «не на жизнь, а на смерть не жалея живота своего». Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома. Молниями сверкали мечи. И шел по полю громкий, неудержимый гул из стонов раненых и лязга железа. Земля дрожала под сотнями лошадиных копыт. Но вот пешая рать полегла, «как сено, посеченная, как деревья, сломавшись» (показывает иллюстрацию). Трудный был бой. Казалась, что вся русская рать перебита. Но тут из дубравы бросился на ордынцев Засадный полк. Покажите на макете, как закончилась битва. (Воины Мамая не могли уже противиться свежему войску и побежали. Русские гнали их до реки мечи). А вот как летописец описал конец этого боя: «Закричали ордынцы : «Горе нам! Наши руки ослабели, и кони наши утомлены. Кто может против них устоять!Горе!».

Вернулись победители на Куликово поле. Они увидели горы убитых русских и ордынцев, каждый клочок земли пропитан кровью, над полем кружит воронье. Князя Дмитрия нашли без памяти под срубленным деревом: доспехи иссечены, но крепкий шлем и броня спасли его от глубоких ран. С той поры князя Дмитрия событию «Богатырскую симфонию», отрывок из которой мы сейчас послушаем (включает запись).

Вспомним пословицы и поговорки, в которых прославляется честь, отвага, любовь к Родине. (За край свой насмерть стой. Кто храбр да стоек,тот десятерых стоит. Родина- мать, умей за нее постоять. Смело иди в бой, Родина за тобой. Кто честно служит, с тем слава дружит).

Подумайте,почему русский народ победил в этой смертельной схватки? Что помешало ордынцам одержать победу? (ответы детей). Я согласна с вами : только человек с совестью и честью, смелый и любящий свою Родину может быть надежным защитником родной Земли.

Практическая работа. Аппликация из сухих листьев «Венок славы». Рисование по трафарету русского богатыря.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской» (старшая группа)Конспект беседы «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской» (старшая группа) Цель: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать уважение, гордость и любовь к России, ее героям. Ход беседы Воспитатель.

Конспект занятий на развитие коммуникативной сферы для подготовительной группы ДОУ ЗАНЯТИЕ 1. ЗАДАЧИ: • развитие зрительного восприятия, различение цвета, умение сравнивать и находить общее; • формировать умения действовать.

Конспект занятий ООД «Дорожка здоровья» в средней группы Задачи : Обучающие Формировать умения детей заботиться о своем здоровье; - совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены;.

Конспект занятий по математике в подготовительной группе «Образование числа «12». Определение времени на часах» Конспект занятия по математике в подготовительной группе по теме: «Образование числа 12. Определение времени на часах». Е. В. Колесникова,.

Конспект занятий по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» в подготовительной группе МБДОУ№9 Н. В. Павлова [КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПДД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»] Конспекты занятия По познавательному.

Конспект занятий «Зимующие и перелетные птицы» для старшей группы Конспект ООД в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» составитель Багаутднова Гульдар воспитатель старшей группы Цель: выявить знания.

Конспект занятия «Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Музыка для детей» Дмитрий Дмитриевич Шостакович Музыка для детей. Цель: • Формировать основы музыкальной и художественной культуры. Задачи: • Продолжать.

Лэпбук «Мой край донской»Лэпбук «Мой край донской» В нашем детском саду особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей, изучению истории казачества. Поэтому для лэпбука была выбрана.

Викторина «Донской край» в подготовительной группеВикторина «Донской край» в подготовительной группе Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать.

Конспект занятия «Экскурсия по Санкт-Петербургу» для занятий с средней группы Конспект для средней группы «Экскурсия по Санкт-Петербурга» Выполнил: воспитатель ГБДОУ д/с № 128 Выборгском районе г. Санкт-Петербурга.

Автор публикации:
Конспект занятий «Дмитрий Донской» для подготовительной группы
Опубликовано: 2 июня 2019 в 16:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД