Колтышева Татьяна
Опыт работы по ПДД в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Добрая дорога детства
Т. Ю. Колтышева,
г. Гурьевск, Кемеровская область
«Островок Безопасности» есть на земле,
Вам расскажут о нем всё – всеёв «Теремке»!
Островок людям шлет добрый привет,
Шлет зеленый и яркий безопасности свет!
Сейчас ребенок в детский сад ходит за руку со взрослыми, но очень скоро он станет самостоятельным участником дорожного движения: пешеходом или пассажиром. Как научить ребенка вести себя правильно на дороге? Лучший и эффективный способ – через игру, где мы педагоги и родители совместно с детьми постигаем эту трудную науку.
Публикация «Опыт работы по ПДД в детском саду» размещена в разделах
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Откуда на наших улицах берутся беспечные пешеходы, которые в метре от перехода норовят перебежать на красный свет светофора? Где искать корень проблемы безответственного поведения на дорогах, а главное, как ее решить?
Во - первых, знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.
Во- вторых, заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами детского сада подстерегают серьезные трудности и опасности. Это привело к поиску эффективных форм и методов работы с детьми при тесном сотрудничестве с родителями.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которая включает все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную). На наш взгляд, под воспитательно-образовательной системой по основам безопасности жизни следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирование опыта безопасного поведения. Коллективом детского сада созданы оптимальные условия для обучения детей безопасного поведения на дорогах.
Мы считаем, что изучение правил дорожного движения с использованием как традиционных, так и инновационных форм организации работы, сделает обучение дошкольников более интересным, что будет способствовать формированию культуры безопасного поведения на улицах родного города. Для организации работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения в нашем детском саду :
создана нормативная база детского сад по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, которая включает в себя ряд локальных актов;
оснащена предметно - развивающая среда во всех возрастных группах: функционирует кабинет по ПДД, в котором проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал, изготовлены макеты настольный, на магнитной доске, учебный напольный перекресток, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по городу идем», дорожные знаки, транспорт функционального различного назначения.
При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик. В детском саду эта работа активно ведется в трех направлениях :
работа с детьми, которая направлена на формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой;
работа с педагогами, которая включает в себя повышение профессиональной компетентности, поиск новых дидактических материалов, разработка системы информационного сопровождения родителей;
работа с родителями - через активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Вместе с тем определены формы работы с детьми. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром изучаем дорожную среду. Воспитание навыков поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Речевое развитие включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в том числе по тематике дорожной безопасности. При работе на макете, педагоги используют наглядное моделирование дорожных ситуаций. Это наилучший способ подтолкнуть детей к играм с машинками, в ходе которых они будут проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость).
Таким образом, у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде. Обучение в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, делает процесс усвоения живым и легким.
Не зная особенностей освоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно - образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность; установить доверительные отношения воспитателя и ребенка, создать предметно - развивающую среду.
Диагностическое обследование помогает нам получить полную информацию об особенностях развития каждого воспитанника. В связи с этим хочу напомнить важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем» - исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его.
Методика для детей старшего дошкольного возраста «Продолжи предложение», тест «Проверь себя», «Запомни рисунок», «Подбери слово», вопросник «Как избежать опасности на улицах» - направлены на определения уровня развития памяти, внимания, умение правильно рассуждать, оценивать формирование личности ребенка. Педагоги групп подбирают необходимый материал: сказки, картинки, стихи, составляют проблемные дорожные ситуации, вопросы для беседы с детьми. Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребенка, а также наметить конкретную программу ее формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Мы уверены в том, что работа детского сада по усвоению детьми правил дорожного движения может быть эффективной только при условии тесного сотрудничества с родителями. Беседы с родителями, анкетирование, показали, что подавляющее большинство родителей не задумываются о важности передачи знаний о правилах поведения в общественных местах своим детям. Многие родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в нашей педагогической помощи и советах.
В нашем детском саду родители выступают как равноправные участники образовательного процесса, несущие ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей. Для вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс, используем следующие формы работы : тематические встречи с участием инспектора ГИБДД, разрабатываем индивидуальные схемы безопасного маршрута ребенка, родители участвуют в творческих конкурсах, праздниках, совместно с детьми изготовляют костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, проведение родительских собраний в нетрадиционной форме, родители совместно с педагогами изготовляют буклеты на тему: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
Дети нашего детского сада, родители и педагоги, являются активными участниками районных конкурсов рисунков «Безопасный переход», «Правила дорожные детям знать положено», конкурса на лучшую новогоднюю поделку «Дорожный знак на Новогодней ёлке», на лучшую разработку родительского собрания по ПДД и всегда занимают призовые места.
Мы считаем, что это направление работы должно находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей, а значит необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Только в этом случае дорога детства будет доброй.