Инна Судакова
Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников социального приюта
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение Амурской области
ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей»
Доклад на тему:
«Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников социального приюта»
Подготовила: воспитатель младшей дошкольной группы
Судакова Инна Викторовна
2010 - 2011 учебный год
В своей работе я использую следующие личностно-ориентированные технологии и методики:
Публикация «Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников социального приюта» размещена в разделах
Гуманно-личностные технологи. Отвергая принуждение, они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Технологии сотрудничества. Воспитатель совместно с детьми вырабатывает цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
Коммуникативная (дискуссионная). Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая). Технология способствует самоопределению обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная. Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Рефлексивная. Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности : того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом. Применяется в конце каждого занятия.
Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.
Введение проектной деятельности в обучение и воспитание дошкольников во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В ходе такой работы воспитанники не только приобретают опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формируют собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и используют полученные знания в своей деятельности. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса. Такая форма организации обучения в нашем образовательном учреждении позволила повысить эффективность обучения и воспитания.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию учитываются следующие особенности :
• оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др. ; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
• поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
• выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
• использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
• отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
• гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
• использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
• создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
• проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).
За период работы с 2010 по 2012 учебный год мною были разработаны такие долгосрочные проекты, как «Дидактические игры» I младший возраст, «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания» II младший возраст, «Красный, жёлтый, зелёный» средний дошкольный возраст. Краткосрочные «Любимая сказка» 1младший возраст, «Добрая сказка» II младший возраст, «Наши добрые поступки» средний дошкольный возраст.
В каждом проекте проводилась диагностика воспитанников с целью выявления знаний о той или иной деятельности. Результативность применения проектной деятельности видны на диаграммах.
Результаты диагностики по проекту «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания»
Начало проекта Конец проекта
Низкий уровень 6 детей - 30% Низкий уровень 0%
Средний уровень 9 детей - 45% Средний уровень 6 детей – 30%
Высокий уровень 5 детей - 25% Высокий уровень 14 детей – 70%
Результаты диагностики по проекту «Красный, желтый, зелёный»
Результаты диагностики:
Начало проекта Конец проекта
Низкий уровень 15% Низкий уровень 0%
Средний уровень 50% Средний уровень 25%
Высокий уровень 35% Высокий уровень 75%
Результаты диагностики по проекту «Дидактические игры»
Начало проекта Конец проекта
Низкий уровень 20% Низкий уровень 0%
Средний уровень 50% Средний уровень 20%
Высокий уровень 30% Высокий уровень 80%