Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Организация дополнительного образования в детском саду по подготовке детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для педагогов «Организация дополнительного образования в детском саду по подготовке детей к обучению в школе»
Слайд 1
За годы существования дошкольного образования, с момента его зарождения и многие десятилетия после, не было такого ажиотажа как в последние годы по поводу необходимости специальной подготовки детей к школе.
Публикация «Организация дополнительного образования в детском саду по подготовке детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, так как отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательной системы, образовавшегося в современном российском обществе. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Слайд 2Дошкольное образование все дети получают в одинаковом объёме, что определяется ФГОС ДО.
Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.
Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования
Слайд 3
Деятельность дополнительного образования направлена :
на формирование условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству у воспитанников;
создает эмоциональное благополучие;
способствует укреплению психического и физического здоровья; - осуществляет взаимодействие с семьей.
Таким образом, преимущество дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую, общего образования, содействует практическому применению знаний и умений, приобретенных в учреждениях дошкольного образования, также, что не мало важно, активизирует мотивацию занимающихся.
Слайд 4
Организация дополнительного образования в нашем детском саду осуществляется в форме кружковой работы по подготовке детей к обучению в школе на бесплатной основе. В соответствии со ст. 75 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Созданием данной образовательной формы работы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка, наряду с эмоциональной психологической готовностью, является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цель реализуемой нами программы: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Программа состоит из двух разделов: развитие речи и обучение грамоте; развитие математических представлений и логики.
Слайд 5
Основной формой обучения и развития детей в рамках кружковой работы является игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной образовательной программы применяются:
Слайд 6
словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти);
Слайд 7
используется разнообразный дидактический материал;
интерактивная панель, индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков, предметные картинки для составления предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов;
Рабочие тетради по речевому развитию, мнемотаблицы, рабочие листы-прописи букв, цифр.
Система дополнительного образования не зажата в тесные рамки требованиями государственных стандартов и нормативных документов, может быстро адаптироваться к изменяющимся запросам общества, может осуществлять индивидуальный подход в выборе методик и выстраивать интенсивность, темп, и объём занятий с учётом персональных качеств ребёнка.
Кроме того, дополнительное образование по подготовке к школе способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Слайд 8
Деятельность кружка по подготовке к школе регулируется нормативно-правовыми документами:
Уставом ДОУ;
Основной образовательной программой ДОУ;
Положением о дополнительном образовании в МБДОУ «Детский сад №2»;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» социально-педагогической направленности для детей от 6 до 7 лет»;
Планом работы кружка на год.
В процессе работы у детей происходят позитивные изменения, проявляющиеся постепенном сплочении детского сообщества, проявления внимания и участия к сверстникам, снижению детской конфликтности.
Одни занятия, направлены непосредственно на развитие и отработку навыков взаимодействия дошкольников со сверстниками. А именно игры и упражнения данных занятий были направлены на развитие внимания к партнеру, умения его слушать, ориентироваться и учитывать его позицию в совместной деятельности.
Другой комплекс игр и упражнений содержит серию занятий на формирование и развитие социальных качеств личности таких, как доброжелательность, внимательность к другим людям, умение оказывать поддержку и выказывать сочувствие.
Особое место занимают задания на развитие умения конструктивного разрешения конфликтов и спорных ситуаций, а также навыка адекватной критической оценки себя, своих поступков.
В конце каждого занятия проводится рефлексивный анализ, т. е. дети осмысливают, что у них сегодня получилось, чему удалось научиться и что, на их взгляд, оказалось для них трудным. Также в конце занятия проводятся упражнения на релаксацию, что способствует снятию тревожности и напряжения.
Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим. Настроенность сознания, чувств, воображения личности на протекание будущих действий и отношений.
Поэтому необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе.
Слайд 9
Формирование положительного образа ближайшего будущего у старшего дошкольника должно осознаваться взрослыми (педагогами и родителями) как особая задача подготовки к школе, требующая определенных средств и методов и решаемая комплексно в единстве развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и поведенческих сторон личности будущего школьника.
Таким образом система дополнительного образования, не ставит задачу подготовки ребенка к школе в общепринятом смысле, обучить его читать, писать и считать. Задача этой системы – подготовить ребенка психологически, интеллектуально и эмоционально к переходу в новую для него образовательную среду, свести до минимума или снять возможные в этот период проблемы, расширить кругозор, мотивировать на учебу и творчество, развить внимание, память, активность, самостоятельность, коммуникативные способности.
Слайд 10
Закончить свое выступление хотелось бы словами доктора психологических наук Леонида Абрамовича Венгера «Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –значит быть готовым ко всему»