Светлана Прилепина
Доклад для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в речевом развитии дошкольников и младших школьников
Преемственность детского сада и школы предусматривает, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Школа же опирается на знания, умения, которые уже приобретены дошкольниками и использует их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Формы преемственных связей
• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
Публикация «Доклад для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.
Преемственность выступает одной из главных задач детского сада и школы, как одно из условий адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ- направлена на формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность в речевом развитии с позиции школы – это опора на те знания, навыки, которые имеются у ребенка. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного уровня развития ребенка.
Работа с детьми включает:
Совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
Консультации психолога и учителя.
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Преемственность и перспективность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника.
Важная часть преемственности и перспективности - формирование грамматического строя речи.
Основная задача детского сада - развивать речь ребенка, подвести его к нормам словоупотребления и словоизменения, научить строить связные высказывания в соответствии с темой и ситуацией.
Программа речевого развития дошкольника строится на основе предъявляемых требований к будущему первокласснику.
Преемственность в речевом развитии имеет разные формы:
Общепринятой формой являются взаимные посещения:
• дети подготовительных групп присутствуют на уроках и это отражают увиденное в играх, например игры в "школу", они точно передают виденное на уроках.
• младшие школьники приходят на участок ДОУ, для участия в совместном труде, праздниках, экскурсиях, играх, спектаклях.
Из опыта видно, что взаимодействие детей разных возрастов способствует созданию теплых, доверительных отношений между детьми.
Другой формой является приглашение в ДОУ учителей начальных классов.
Они приносят взаимную помощь и пользу, детям, поступающим в 1 класс.
Основные задачи направления речевого развития дошкольников тесно переплетаются с основными задачами речевого развития младших школьников и включают в себя следующие цели:
1. формирование активного словарного запаса;
2. выработка культуры общения;
3. формирование связной речи;
Способы формирования речевого развития будущих первоклассников:
1. Контактирование со ровесниками и взрослыми людьми.
2. Пребывание ребенка в культурной языковой среде.
3. Обучение родному языку на занятиях.
4. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.
Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому знания должны подаваться в интересной форме.
Используемые методы:
•
Наглядные методы:
наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, по группе предметов.
•
Словесные методы:
чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.
•
Практические методы
: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации;
Работа над звукопроизношением - это упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп. Успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.
Обогащение активного словарного запаса - научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи.
После того как ребенок начал говорить, первостепенная задача - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы.
На основе показателей успешного развития речи дошкольника строится перспективность преемственности развития речи дошкольников и младших школьников.
Педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольном этапе образования формируются основные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. Школа же продолжает развивать накопленный опыт ребенка. Считаю, что только совместная работа родителей, педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе.