Доклад для педагогов

Светлана Прилепина
Доклад для педагогов

Преемственность в речевом развитии дошкольников и младших школьников

Преемственность детского сада и школы предусматривает, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Школа же опирается на знания, умения, которые уже приобретены дошкольниками и использует их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Формы преемственных связей

• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• Проведение «дней выпускников» в ДОУ;

• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• Встречи родителей с будущими учителями;

• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.

Преемственность выступает одной из главных задач детского сада и школы, как одно из условий адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ- направлена на формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность в речевом развитии с позиции школы – это опора на те знания, навыки, которые имеются у ребенка. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного уровня развития ребенка.

Работа с детьми включает:

Совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Открытые занятия педагогов дополнительного образования.

Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Преемственность и перспективность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника.

Важная часть преемственности и перспективности - формирование грамматического строя речи.

Основная задача детского сада - развивать речь ребенка, подвести его к нормам словоупотребления и словоизменения, научить строить связные высказывания в соответствии с темой и ситуацией.

Программа речевого развития дошкольника строится на основе предъявляемых требований к будущему первокласснику.

Преемственность в речевом развитии имеет разные формы:

Общепринятой формой являются взаимные посещения:

• дети подготовительных групп присутствуют на уроках и это отражают увиденное в играх, например игры в "школу", они точно передают виденное на уроках.

• младшие школьники приходят на участок ДОУ, для участия в совместном труде, праздниках, экскурсиях, играх, спектаклях.

Из опыта видно, что взаимодействие детей разных возрастов способствует созданию теплых, доверительных отношений между детьми.

Другой формой является приглашение в ДОУ учителей начальных классов.

Они приносят взаимную помощь и пользу, детям, поступающим в 1 класс.

Основные задачи направления речевого развития дошкольников тесно переплетаются с основными задачами речевого развития младших школьников и включают в себя следующие цели:

1. формирование активного словарного запаса;

2. выработка культуры общения;

3. формирование связной речи;

Способы формирования речевого развития будущих первоклассников:

1. Контактирование со ровесниками и взрослыми людьми.

2. Пребывание ребенка в культурной языковой среде.

3. Обучение родному языку на занятиях.

4. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому знания должны подаваться в интересной форме.

Используемые методы:

Наглядные методы:

наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, по группе предметов.

Словесные методы:

чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.

Практические методы

: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации;

Работа над звукопроизношением - это упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп. Успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.

Обогащение активного словарного запаса - научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи.

После того как ребенок начал говорить, первостепенная задача - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы.

На основе показателей успешного развития речи дошкольника строится перспективность преемственности развития речи дошкольников и младших школьников.

Педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольном этапе образования формируются основные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. Школа же продолжает развивать накопленный опыт ребенка. Считаю, что только совместная работа родителей, педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе.

Публикации по теме:

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Автор публикации:
Доклад для педагогов
Опубликовано: 25 марта 2020 в 23:33
+83Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 апреля. День рождения пожарной лестницы

Весело и с пользой провести время дома с ребёнком можно, устроив игры и творчество на тему пожарной безопасности. Тема эта для детей интересная и одновременно важная. Простор для фантазии она...

8 апреля. День космической ракеты на МААМ

Что такое космос, кто такие космонавты, как совершить космическое путешествие — эти и другие вопросы задают дети взрослым. Тема таинственного и неизведанного космоса, о котором все говорят, но который...

Фотоочерк «Тайная символика цветов»
Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию вспомнить тайный смысл цветов, которые нас окружают! Хризантема - царица осени - означает...
Фотоотчёт об участии родителей подготовительной группы в городском «Подари улыбку маме»
Конкурс " Подари улыбку маме " является городским мероприятием, которое организовано для воспитанников дошкольных образовательных организаций города...
Дидактическое пособие «Пальчиковый театр из фетра»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поговорить с вами о театре, а точнее о пользе пальчикового театра. Театральное действие призвано не...