Лучший педагог года

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познание»

Эльмира Мудрая
Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познание»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Дошкольные учреждения, являются первой ступенькой в образовании, поэтому имеют чёткое представление о том, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Публикация «Доклад „Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области „Познание“» размещена в разделах

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через исследовательскую деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

-создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

-организация работы с родителями по развитию экспериментальной деятельности дошкольника;

-организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :

в непосредственно образовательной деятельности :

- проектная деятельность;

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности :

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей (мини – выставки);

- презентации.

Шаг за шагом я следовала за интересами детей, а им интересно было абсолютно всё : почему ломается лёд на луже и посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит? Множество разных вопросов ежедневно обрушивают малыши на окружающих их взрослых и на меня в том числе. У детей появляется потребность узнать, запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям уже с раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, понюхать, потрогать, разобрать, попробовать на вкус. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Если поисковую деятельность ребёнка, не подпитывать извне, то она угаснет.

Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе экспериментального подхода в системе работы детского сада.

Метод исследования рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, самостоятельно исследовать, и в итоге делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Моя наиважнейшая задача – это сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к исследованию.

Моя группа называется «Подсолнух», это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Расскажу немного о том, авторами каких исследований мы стали.

Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к исследованию, как можно больше детей, сделать опыт сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике» и «Как вырастить фасоль».

Во время этих экспериментов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно экспериментальная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.

Подборку литературы, карточки-схемы;

Дидактические игры, различные картотеки;

Различные коллекции, мини – музеи и мини – выставки в создании которых участвовали, как дети так и их родители. Ведь как известно огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы подготавливают материалы для опытов и экспериментов.

Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Дети росли, и рос их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.

В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина – сходство и различие», «Песчаные города». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость, вязкость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).

«Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство – невидимость.

При опытах с магнитом, дети определяют свойства магнита.

Проведённые опыты с сахаром помогут детям по-другому взглянуть на его свойства и приобрести новые знания.

Также дети узнали, что такое звук и каковы его свойства.

При знакомстве с электричеством развивала стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовала овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами с техникой безопасности в использовании электроприборов.

В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг : «Почемучка», «Детская энциклопедия»)

- учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью, сахором, пищевыми красителями)

-с социальной-коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».

(А. Шапиро.)

Публикации по теме:

«Успенский район частица земли Кубанской». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе Вероника Федюкова «Успенский район частица земли Кубанской» Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей.

Доклад: «Реализация образовательной области здоровье» Фомина Татьяна Владимировна Пелюшенко Ирина Викторовна Воспитатели МБУ лицей №51 структурное подразделение детский сад «Реченька» В условиях.

Доклад «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС» 1 слайд. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными.

«Космическое путешествие». Итоговое комплексное занятие в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» Видео Итоговое комплексное занятие в старшей группе по реализации образовательной области «Познание»: «Космическое путешествие». Цель: Продемонстрировать.

Методическая разработка Непосредственно образовательной деятельности (познавательно — исследовательская деятельность) Тема недели: «Международный день театра» Тема деятельности: «Домик для Лунтика» Задачи для педагога: Обучающие Закрепить.

Познавательно — исследовательская деятельностьПознавательно — исследовательская деятельность Говоря о познавательно — исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников Актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том,.

Познавательно-исследовательская деятельность «Лёгкий-тяжёлый» Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи: образовательные: - закреплять представления о свойствах.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Экспериментирование – важнейший вид практической деятельности. Детское экспериментирование.

Познавательно-исследовательская деятельность «Во саду ли, в огороде» Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познание»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 14:24
+135Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД