лилия Бушкова
Доклад «Физическое развитие в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Физическому развитию детей в России уделяется большое внимание. И это закреплено законодательно. Так например, Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ, вступивший в силу 1.09.2013 г.
Ст. 41 охрана здоровья обучающихся
Публикация «Доклад „Физическое развитие в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
П 1.3 Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
п 1.5 Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культуры и спортом.
Кроме того требования к физическому развитию детей регулируются в СанПин 24.4 3172-14 (с изменениями от 04.04.2014) Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДО
Ст 12 Требования к организации физического воспитания.
П 12.1 физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
П. 12. 2 Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения.
П 12.4 с детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляется по подгруппам 2 – 3 раза в неделю.
П 12.5 Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раза в неделю. Длительность занятий зависит от возраста детей.
Большое внимание этому вопросу уделяется Федеральным государственным образовательным стандартом, который вступил в силу с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
Физическое развитие по ФГОСТ включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
Двигательной, направленных на развитие координации и гибкости
Формирование опорно-двигательной системы
Развитие равновесия, крупной и мелкой моторики рук,
Выполнение основных движение (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)
Формирование представлений о некоторых видах спорта,
Овладение подвижными играми с правилами
Становление ценностей здорового образа жизни.
Основные требования выше перечисленных нормативных документов, касательно физического развития детей, были учтены при разработке проекта программы дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Одной из основных задач программы, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, потребности в двигательной активности.
К проекте программы «От рождения до школы» следует отметить, что физическое развитие охватывает все возрастные периоды: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.
В содержание психолого-педагогической работы с детьми до 2 лет выделяют следующие задачи по физическому развитию :
Развивать движения детей
Развивать действия с предметами
Формировать устойчивое положительное отношение к подвижным играм.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 7 лет выделяет такие целевые ориентиры, как:
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни
Формировать правильную осанку
Совершенствовать двигательные умения и навыки
Развивать активность и самостоятельность в подвижных играх
Такая структура позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания образовательной организации.
Также в проекте программы уделено внимание физкультурно – оздоровительной работе.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей. Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур. В помещение следует обеспечивать оптимальный температурный режим. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим. В процессе образовательной деятельности проводить физкультминутки.
(Режим двигательной активности)
Организация предметно-пространственной среды также имеет немаловажное значение для физического развития в ДОО.
Рассмотрев ФГОС ДО и проект программы можно сделать следующие выводы:
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.
В ходе подвижных игр дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.
Игровая площадка должна представлять условия для развития крупной и мелкой моторики.
Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Проанализировав проект программы и СанПин по физическому развитию, мы выявили незначительные расхождения.
По СанПин занятия по физическому развитию на улице должны быть 1 раз в неделю для возраста от 5 до 7 лет. По проекту программы 1 раз в неделю для всех возрастов.
По СанПин продолжительность занятий в подготовительной группе составляют от 25 до 30 минут. По проекту программы от 30 до 35 минут.
Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Желаем творческих успехов в работе.