Шульгина Елена Геннадиевна
Гиперактивные дети
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивные дети
Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он словно юла,не сидит на месте,вертит головой во все стороны,откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает,кажется все пролетает мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища «трудный», «неуправляемый».В медицинской практике у них записано СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Ребенок гиперактивен, если он:
-совершает суетливые движения руками и ногами;
-часто вскакивает со своего места;
Публикация «Гиперактивные дети» размещена в разделах
-гиперподвижен в ситуациях,когда гиперподвижность не приемлима;
-не может играть в «тихие» игры;
-всегда находится в движении;
-очень много говорит;
Коротко говоря,ребенок находится в постоянном движении. Даже когда он сидит,двигаются его конечности и голова. Так что гиперактивность невозможно перепутать с чем либо еще. Довольно часто такие дети бывают агрессивны,вызывают множество конфликтов и споров. Они постоянно роняют или ломают вещи,довольно неуклюжи. Такой ребенок задает множество вопросов и не дожидается на них ответа. Если такому ребенку задать вопрос,то он отвечает быстро,не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди,вмешивается в чужие разговоры,игры.
Как же вести себя с таким ребенком?
Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться на соблюдении определенных норм и правил. Самые первые нормы,с которыми встречается в своей жизни ребенок-это распорядок дня. Строгое соблюдение режима дня позволит ребенку не переутомляться,во время есть и во время отдыхать.
Для такого ребенка большую роль играют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух способствует улучшению работоспособности мозга,что приводит к улучшению внимания,памяти ребенка. Дайте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает,ходит по лужам,стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния,то лучше всего разряжать агрессию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способы снятия своих напряженных состояний. Но если у них это не получается-подскажите им. При этом не упустите возможности поговорить с ребенком о том,что разряжать агрессивные состояния можно только на неживых предметах (детской горке,асфальте и т. д.).При этом нельзя причинять вред другим детям,бить и ломать растения,обижать животных.
Во время прогулки дайте ребенку сначала побегать,попрыгать. Затем переключите его внимание на что-нибудь интересное,но спокойное. (Рассмотрите птичку,посчитайте деревья в саду,изучите цвета по проезжающим автомобилям и т. д.).Старайтесь переключить ребенка с активных игр на более спокойные.
Самое страшное наказание для такого ребенка-постановка в угол. В таком положении он ограничен физически и пространственно,что орицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии,комплексы,снизить самооценку. Поэтому старайтесь избегать такого вида наказания.
Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком-сотрудничество. Если ваш ребенок напакостил,постарайтесь не кричать на него,поговорите спокойно. Попытайтесь вместе определить причины его поступков. Дайте ребенку возможность осознать свою неправоту.
При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить,что ему сложно сконцентрировать внимание на чем-то одном,вы должны быть готовы переключиться вслед за интересом ребенка. Но обязательно возвращайтесь к предыдущим занятиям и заканчивайте их.
Помните о том,что у гиперактивных детей зачастую занижена
самооценка. Поэтому особое внимание следует уделить формированию адекватной самооценки. Для этого постарайтесь придерживаться следующих правил:не ругайте ребенка при ком-то,все спорные вопросы выясняйте с ним на едине,не прибегайте к физическим наказаниям. Если ребенок поступил плохо,не говорите,что он плохой ребенок;не прибегайте к сравнению ребенка с другими детьми.
Умейте признавать свои ошибки при ребенке-этим вы покажите ребенку,что любой человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает. Такой опыт поможет ребенку справиться с собственными ошибками,что благоприятно повлияет на формирование адекватной самооценки.
Рекомендации по общению с гиперактивными детьми :
-Хвалите ребенка в каждом случае,когда он этого заслужит,подчеркивайте успехи.
-Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя.
-Говорите сдержанно,спокойно,мягко.
-Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,чтобы он мог его завершить.
-Поощряйте ребенка за все виды деятельности,требующей концентрации внимания.
-Поддерживайте четкий распорядок дня.
-Избегайте,по возможности,скопления людей. Пребывание среди большого количества людей оказывает на ребенка возбуждающее действие.
-Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
-Оберегайте ребенка от утомления,поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе:длительные прогулки,бег,спортивные занятия.
-Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
Гиперактивные дети-это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Родители и педагоги должны очень хорошо знать характеристики гиперактивных детей,знать,что они могут делать относительно легко,а что дается им с большим трудом. Учитывать особенности мышления,интеллектуальной деятельности и эмоционального развития,вполне реально помочь ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.