Лучший педагог года

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста: особенности, классификация, управление игровой деятельностью

Наталия Никулина
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста: особенности, классификация, управление игровой деятельностью

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Грибановского района детский сад №3

Доклад

На тему: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнил:

Воспитатель Никулина Наталия Валерьевна

2020г

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н. В. Никулина

МКДОУ Грибановского района детский сад № 3

e-mail : nikulina322@mail.ru

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький.

Публикация «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста: особенности, классификация, управление игровой деятельностью» размещена в разделах

В развитии ребенка — интеллектуальном, физическом, нравственном — игра должна являть собой необходимый, обязательный, систематический и целенаправленный элемент его воспитания и умственного развития. Через игру с детьми родители, воспитатели моделируют будущую жизнь ребенка, то, как он потом, уже будучи взрослым, сможет правильно выстроить взаимоотношения с окружающими, выбрать решение возникшей проблемы, модель поведения, чтобы не привести себя к жизненному тупику.

Взрослые, вводя ребенка в игру, должны выстроить, смоделировать — в первую очередь для себя, как помогут ребенку осуществить ту систему ролей, которая ему предлагается. Важно, чтобы он от неосознанного, импульсивного отношения к игре постепенно перешел к сознательному осуществлению своего участия в предлагаемой ему игре, которая так важна для него в дошкольном возрасте, чтобы легче было войти в предстоящее школьное будущее, легче социализироваться в школе.

В детских играх — огромный развивающий потенциал, который необходимо реализовать при воспитании дошкольника : развитие кругозора, словарного запаса, интересов, организаторских способностей, желание участвовать в групповой деятельности, осуществление коммуникации и организаторских способностей ребенка, а также способности выстраивать социально-ролевое и нравственное поведение.

Реализация игровых технологий происходит, как правило, в детских дошкольных образовательных учреждениях — детских садах, развивающих центрах и т. п. И, конечно, главный «режиссер» и «сценарист» в разработке и применении этих технологий — педагог-воспитатель. Его задача не просто поиграть с детьми, а организовать именно игровой педагогический процесс в форме различных педагогических игр. Детский сад является образовательным учреждением, прежде всего, пусть и дошкольным, но без включения игровых технологий в его воспитательную и образовательную сферы деятельности задача социализации ребенка будет выполнена не в полной мере.

В связи с этим педагог должен последовательно выстроить свою деятельность по отбору, разработке и подготовке игр; включению детей в игру; осуществлению самой игры; подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Каковы же особенности игровых технологий?

- перед детьми до игры необходимо поставить дидактическую цель (к осуществлению которой они будут идти вместе с педагогом);

- объяснить правила игры (тогда деятельность ребят, соблюдающих эти правила, будет наиболее эффективной);

- в качестве средства игровой технологии использовать дидактический материал;

- необходимо ввести метод соревнования, и тогда дидактическая задача станет игровой;

- успешное выполнение дидактического задания связать с игровым результатом.

Но, чтобы побудить детей к педагогической игре как форме организованной образовательной деятельности, желательно создать так называемую игровую мотивацию, которая выступит средством побуждения, стимулирования детей к процессу воспитания и образования.

Конечно, игра — это самая непринужденная модель погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность, которую можно изучить, где можно проявить свое «Я», динамичность, особенности, самовыразиться. Но любая игра должна выполнять определенные функции: эмоционально разрядить, снять напряжение, улучшить психическое самочувствие, научить ребенка элементам взаимоотношений с людьми, общению, возможно, изменить его отношение к себе и окружающим.

Что касается видов педагогических игр, то существует несколько классификаций. Так, по В. И. Загвязинскому, основными видами детских игр являются:

- игра предметная (дошкольник воссоздает и повторяет предметные действия, которые он видел у взрослого);

- игра с правилами (действия, поступки ребенка упорядочены заданными правилами, установками);

- игра-упражнение (дает возможность как бы отрепетировать определенные действия);

- сюжетно-ролевая игра (отражение в действиях ребенка того, что преподносит ему «мир взрослых» в любой ситуации).

Данная классификация подтверждает, что, благодаря игре, дошкольник вовлекается в активную работу, и игра в воспитательно-образовательном процессе — антипод пассивному слушанию и чтению.

Н. В. Бордовская игровые технологии различает :

- по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

- по характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические;

- по характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от ее хода;

- по содержанию — музыкальные, математические, логические и т. д;

- по игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые и т. д.

Включая детей в игровую деятельность, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности и по мере их взросления и нарастания возможностей в игровую технологию постепенно включать :

- игры и упражнения, формирующие умение выделять заглавные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);

- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

При этом нужно учитывать, что эффективность игры полностью зависит от правильного управления педагогом игровой деятельностью дошкольников и его систематического общения с ними.

А это значит, что и воспитательная, и обучающая польза игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр;

- учета возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников.

Чтобы игровое сотрудничество со взрослым было плодотворным и эффективным, он должен создавать для ребенка наиболее оптимальные психологические условия: быть доброжелательным, поощрять выдумки и решения ребенка, если они несут в себе разрешение игровой ситуации, эмоционально поддерживать и, конечно, должен быть сам заинтересован в игре, в том, насколько морально комфортно дошкольник будет себя чувствовать.

В детском саду игровые технологии вначале применяются при организации игровых режимных моментов. Благоприятны и любое время дня, и любое время года. Например, утром, после завтрака, можно сыграть мини-спектакль (без подготовки) «История кашки». Кто-то из детей — «молоко», кто-то — «крупа», «масло», «повар» и т. д. Здесь любой ребенок сможет выразиться, показать эмоционально, как что происходит, как он видит предложенную «дорогу» кашки от стола повара до их стола и пр.

Так же — и на улице, во время прогулки: мини-спектакль «Ты — лист, который падает с дерева. Твои ощущения?». Конечно, игровые технологии для детей-дошкольников разных возрастных групп отличаются, но роднят их дидактическая цель (с точки зрения педагогики) и эмоциональное, доверчивое партнерство, сотрудничество с педагогом.

В своей педагогической деятельности мы часто используем фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры «Хороводные», «Догонялки».

Например, игровая ситуация «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» вовлекает детей в веселую игру-соревнование. Такими фигурками могут быть шарик и кубик, квадратик и круг.

Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик — нет». Затем это закрепляем в рисовании квадрата и круга.

Такие игровые технологии направлены на развитие восприятия.

В своей деятельности мы ежедневно применяем игровые технологии в НОД, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой подвижности, речевые игры и задания, которые развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе.

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Также в педагогическом процессе мы активно применяем народные игры «Кошки – мышки», «Прятки», «Жмурки», «Колокольчик». В своей работе мы не только реализуем образовательные и развивающие функции игровых технологий, но и воспитательные: одновременно приобщаем детей к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Кроме того, мы используем и театрализованную игровую деятельность, которая помогает нам обогащать воспитательный процесс новыми впечатлениями, также развиваем у детей интерес к литературе, театру, формируем диалогическую речь, активируем и пополняем словарь, способствуем нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, применение игровых технологий в педагогической деятельности помогает повышать эффективность воспитания и обучения дошкольников. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. Понимая, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, мы стараемся организовать педагогический процесс так, чтобы каждый ребенок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, сформировать умения и навыки, которые будут ему полезны на последующих этапах образования и в жизни в целом.

Список использованной литературы:

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. — Москва, 1997. с. 5-6

Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. — №11. -2006. -с. 22-30.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста: особенности, классификация, управление игровой деятельностью
Опубликовано: 15 мая 2020 в 22:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД