Получи документы

Инновации в построение единого образовательного пространства дошкольного образования

Татьяна Щербань
Инновации в построение единого образовательного пространства дошкольного образования

Хотя ситуацию в системе образования нельзя назвать революционной, тем не менее, она не может работать по-старому, а педагоги не хотят пользоваться устоявшимися схемами обучения. Запросы современного общества меняются, что требует внесения изменений в процесс подготовки молодого поколения. Несмотря на важность накопленного опыта по организации воспитательного процесса в учреждениях образования, есть приёмы, от которых требуется отказаться: преобладание методов послушания в воспитании. Все современные программы обучения построены на принципах взаимоуважения педагога и воспитанников. К таким разработкам относится и новая Примерная образовательная программа «Страна детства», разработанная в Луганской Народной Республике для учреждений дошкольного образования. Новая программа дошкольного образования ЛНР «Страна детства», включающая патриотический компонент, предполагает систему целостного развития дошкольников, опирающуюся на принцип гармоничного образования.

Публикация «Инновации в построение единого образовательного пространства дошкольного образования» размещена в разделах

В соответствии с ГОС ДО (п. 2.5.) образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются учреждением, осуществляющей образовательную деятельность, САМОСТОЯТЕЛЬНО, в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Что значит «с учетом»? Учитывать программу – значит принимать ее во внимание, иметь в виду, «прислушиваться» к ней при осуществлении образовательной деятельности. На сегодняшний день в качестве ориентира или методического основания для разработки ООП дошкольного учреждения является Примерная образовательная программа «Страна детства» Луганской Народной Республики.

Возможно два варианта оформления:

- первый - если программа полностью соответствует Примерной образовательная программа «Страна детства» Луганской Народной Республики. В случае если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу (п. 2.12 ГОС ДО).

- второй вариант - если ООП не соответствует Примерной образовательной программе «Страна детства» Луганской Народной Республики. В таком случае ее можно дополнить парциальными или собственными программами, но обязательная часть должна быть представлена развернуто, т. е. прописаны все три раздела программы. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть также представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).

Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона ЛНР «Об образовании», а ГОС ДО учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников, а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).

При составлении любого варианта ООП ДО алгоритм написания не изменяется!

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

При написании образовательной Программы ГДОУ необходимо выдерживать Структуру документа, включающих три основных раздела:

1. Целевой раздел должен содержать не только важные для реализации ООП характеристики, которые указаны в пояснительной записке (цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию и реализации Программы, целевые ориентиры, педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей, но и Планируемые результаты освоения ООП ДО. Данный подраздел ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела Примерной программы и дополняется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

2. Содержательный раздел ООП ДО - самый объемный раздел программы.

В данном разделе прописываются цели и задачи воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста по пяти областям с учетом Примерной образовательной программой «Страна детства» Луганской Народной Республики (обязательная часть). Если учреждение вносит новое направление работы или хочет внедрить авторскую или парциальную программу, то это должно отразиться не только в содержательном разделе, а во всех элементах программы. Это и есть алгоритм целевых ориентиров и содержание деятельности по пяти областям, а так же условий реализации ООП. Например, если у дошкольного учреждения приоритетное направление - развитие детской одаренности, то нужно уделить внимание творчеству детей в описании культурных практик, если - оздоровление детей, то наиболее полно оно будет раскрыто при описании физкультурно-оздоровительных мероприятий и т. д.

При написании возрастных особенностях развития детей, организации жизни и воспитания, содержания образовательной деятельности для каждой возрастной группы НЕОБХОДИМО УКАЗЫВАТЬ ССЫЛКУ НА ПРОГРАММУ «СТРАНА ДЕТСТВА» И ПРОПИСЫВАТЬ, например, представлены в Примерной образовательной программе дошкольного образования Луганской Народной Республики «Страна детства», стр. 29-31.

Если ООП дополняется материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания, так же указывается ссылка.

3. Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО.

В организационном разделе авторский коллектив может отразить:

модель образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность. В данном разделе можно разместить режим двигательной активности воспитанников, работу по организации адаптационного периода, режим дня, способы и направления поддержки детской инициативы, перечень методических материалов и средств, необходимых для ее реализации. Для удобства можно включить в расписание общий подсчет (количество периодов НОД; их продолжительность; время, отводимое на прогулку и на самостоятельную деятельность).

Органы, осуществляющие контроль в сфере образования, проверяют выполнение требований СанПиН, в том числе в части максимальной нагрузки, поэтому требуется и режим дня, и расписание образовательной деятельности (модель организации образовательного процесса или недельное планирование образовательной деятельности).

4. В Приложениях прописывается комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы.

Еще одно небольшое дополнение: о всестороннем развитии ребенка и позитивной социализации можно будет говорить в том случае, если организовано единое образовательное пространство. Замечательно, если подобная модель присутствует в основной образовательной программе. Правильный, обоснованный выбор образовательных программ дошкольного образования, логично и содержательно разработанная основная образовательная программа дошкольного образования учреждения будут способствовать эффективной реализации образовательного процесса.

Свое выступление хочется закончить словами Антуана де Сент-Экзепюри: «Кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». Так, давайте постараемся для маленьких граждан Луганской Народной Республики, от которых будет зависеть будущее Республики, внести свой вклад в построение единого образовательного пространства дошкольного образования Перевальского района.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновации в построение единого образовательного пространства дошкольного образования
Опубликовано: 1 сентября 2021 в 16:32
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД