Инна Пустовойтова
Использование ИКТ как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ как средство повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций
Пустовойтова И. В.
заведующий «Ясли-сад № 272 г. Донецка»
г. Донецк, ДНР
Аннотация. Статья освещает опыт работы МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа №272 города Донецка» по направлению внедрения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства педагогической поддержки всех участников образовательных отношений. В данной статье раскрывается проблематика внедрения информационно-коммуникационных технологий в повседневную педагогическую деятельность педагога дошкольного образования. Описаны затруднения, с которыми педагоги сталкиваются при освоении возможностей применения информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности и пути их преодоления.
Публикация «Использование ИКТ как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, информационно-коммуникационные технологии, мотивация, возможности информационной образовательной среды.
Мы видим и чувствуем, как что мир стремительно меняется. И в ближайшее время, мы почувствуют это еще сильнее. И конечно, сознание необходимости перемен, новых идей и креативных подходов приходит само собой.
Современные дети - это особенные дети, они растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле и требуют решительно новых форм и методов образования. Конечно, нам, педагогам, нужно искать новые современные подходы. Нельзя жить по старинке, ничего не меняя. Нельзя мыслить и поступать шаблонно. Необходимо помнить, что жизнь – это вечное движение вперёд!
Система образования на сегодняшний день предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями. Современные педагоги становятся для ребенка проводником в мир новых технологий.
Современное общество и его развитие неразрывно связано с научно–техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью и современного дошкольного образования. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудиовизуальное оборудование. Использование ИКТ становится одним из приоритетов современного образования.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен владеть основами работы на компьютере, иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать; работать с мультимедийными программами, знать основы безопасной работы в Интернет. Педагог должен знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться, понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах, уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных педагогических задач.
Сегодня в процессе образования и воспитания педагогами применяется информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, презентации, словари и справочники, новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения. При этом, педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий, он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, он должен повышать ИКТ-компетентность, что является его профессиональной характеристикой, важной составляющей педагогического мастерства. Педагоги это понимают и работают над этим. Движет педагогами, желание соответствовать статусу современного педагога. Большая часть работников дошкольного образования испытывают потребность в повышении уровня владения ИК-технологиями. Поэтому, одна из задача государственной системы педагогического образования - это формирование и развития ИКТ- компетентности педагогов.
В качестве форм обучения педагогов ДОУ новым информационным технологиям могут выступать: курсы, экспресс-курсы, семинары, конференции, решение педагогических задач, система индивидуальных консультаций, работа творческих групп, самообразование, профессиональное общение и другие.
Но существуют проблемы в обучении и совершенствовании навыков владения ИКТ педагогами :
-недостаточная оснащенность компьютерной техникой (не каждое рабочее место оборудовано компьютером или интерактивной доской);
-нехватка сервисных служб для технической поддержки и ремонта техники (всю работу по обслуживанию техники, внедрению ИКТ в образование, ведет непосредственно каждый педагог);
-в ДОУ имеется подключение к Интернету, но скоростные характеристики подключения привели к скептическому отношению к данному виду коммуникации среди педагогов;
-не у каждого педагога ДОУ есть мотивация к внедрению ИКТ в образовательную и воспитательную деятельность.
В нашем учреждении намечены пути решения некоторых из этих проблем.
Для активного использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, был выбран педагог-координатор, который оказывает консультативную и методическую помощь педагогам ДОУ, развивает единое информационное образовательное пространство ДОУ.
Проведена диагностика по следующим направлениям:
• умение создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
• умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
• владение навыками поиска информации в сети Интернет;
• владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
• активное использование информационных технологий в непосредственно образовательном процессе;
• владение способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
Создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу). Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации педагоги используют флеш-карты.
Неотъемлемой частью деятельности педагогов нашего ДОУ является работа с родителями. Использование ИКТ значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях, особенно в период пандемии. Для родителей наши педагоги оформили прекрасные родительские уголки, материалы к которому нашли всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью. Кроме этого, родители имеют возможность посетить сайт нашего детского сада (в настоящее время мы работаем над его модернизацией). Для того, чтобы родители знакомились с работой детского сада, педагоги выставляют фотоматериалы, методические наработки, интересную информацию и рекомендации для родителей, помогающие создать единое образовательное пространство.
Используя ИКТ в работе с родителями, педагоги осознали, что оно даё т большие преимущества:
- обмена мнениями без затраты драгоценного времени;
- информация изучается родителями в удобное для них время;
- индивидуальный подход в подаче информации.
Такая работа сделала родителей более активно участвовать в жизни нашего детского сада.
Таким образом, формирование мотивации педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности зависит от: осознания педагогами необходимости использования ИКТ в своей деятельности; готовности к вовлечению в творческую деятельность во введении новшества; готовности к преодолению творческих неудач; уверенности в том, что использование ИКТ принесет позитивный результат.
Работа с новыми информационными технологиями способствует профессиональному и личностному росту педагога, требует от него постоянной рефлексии, творческих исканий.
При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, задача которого - поддерживать и направлять развитие личности воспитанников, их творческий потенциал. Использование информационных технологий это одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов
Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования в ИКТ образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации педагогов в сфере информационных коммуникаций.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 352 с.
2. Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко, М. П. Тырина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 98.
3. Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога : теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). —С. 8—10.