НАТАЛЬЯ БУНЕСКУ
Психолого-педагогическая помощь семьям детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете «Психолого-педагогическая помощь семьям детей с общим недоразвитием речи»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л. Н. Толстой).
Особенно понимаешь мысль классика, когда речь идет о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Публикация «Психолого-педагогическая помощь семьям детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Появление ребёнка с нарушениями в развитии является для семьи значительным стрессом. Семья погружается в заботу об «особом» ребёнке. Проблемы его воспитания и развития в большинстве случаев являются причиной продолжительной и глубокой социальной дезадаптации всей семьи. В случае рождения ребёнка с ОВЗ родители оказываются в трудной жизненной ситуации, испытывают негативные эмоции, боль, отчаяние. Чувство вины за рождение такого ребёнка усугубляет их состояние.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья довольно долгое время пребывают в подавленном и тревожном состоянии, будущее представляется им чёрных тонах, что соответственно отражается и на психологическом состоянии ребёнка. Выйти из длительной психотравмирующей ситуации могут помочь специалисты, которые профессионально смогут скорректировать жизненный уклад таких семей, подсказать возможности социальной помощи, оказать моральную поддержку.
В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Анализ взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и общества, начиная с древнейших времен и до сегодняшних дней, позволяет увидеть проблемы в этой области и выстроить пути их преодоления в настоящем и будущем.
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.
Наиболее многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с недостатками речи. Речевые расстройства, как правило, относят к категории обратимых состояний, которые могут быть преодолены с помощью коррекционной работы ещё в дошкольном возрасте. Поэтому принято считать, что речевые расстройства не вызывают длительных эмоциональных переживаний у родителей. Однако выраженные нарушения речи, встречающиеся у всех категорий детей с отклонениями в развитии, являются заметным психотравмирующим фактором.
Именно нарушение речи или её полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчуждённости и отгороженности в детско- родительских отношениях. Проблемы речевого развития ребёнка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребёнка. Такой ребёнок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем. Для специалистов, работающих с детьми с разной речевой патологией, взаимодействие с родителями приобретает всё большую значимость. Важную роль играет сотрудничество между логопедическим детским садом и семьей.
Для семей, в которых есть дети с нарушениями речи, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения, так и специфические, связанные с развитием речи у ребёнка. В целом для разных родителей, воспитывающих ребёнка с нарушениями речи, характерны следующие типы поведения в отношениях с ребё нком:
• родители растеряны;
• родители жалуются на проблему, либо отрицают состояние ребёнка с нарушениями речи;
• родители ищут пути решения проблем.
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем. Выделяют следующие родительские установки и соответствующие им типы отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии: «принятие и любовь»; «явное отвержение»; «излишняя требовательность»; «чрезмерная опека». Также устанавливается определённая зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и социальных навыков, ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребё нка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребёнка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребёнку. Многие вовсе не обращают внимания на недостатки в развитии речи детей.
Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного воспитания является одним из факторов риска стимуляции речевого неблагополучия в развитии у детей. Исходя из этого, основной целью учителя-логопеда в работе с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, является оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.
Психолого – педагогическая помощь семьям с детьми с нарушением речи начинается в первую очередь с изучения этих семей. Диагностику семьи необходимо проводить в нескольких направлениях:
1. Психологическое изучение ребёнка с нарушением речи
2. Психологическое изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребёнка с нарушением речи
3. Психологическое изучение социального окружения семьи ребёнка с нарушением речи и факторов, влияющих на его социальную адаптацию
Психологическая диагностика осуществляется следующими методами
- наблюдение
- эксперимент
- беседы
-анкеты
- опросники
- изучение медицинской документации, характеристик ПМПК,
-изучение продуктов деятельности ребёнка
Эффективным является использование наблюдения с целью выявления взаимоотношений ребёнка с родителями в разных условиях (во время утреннего приёма детей в группу, в ситуации вечернего прощания детей и др.). Так, например, в ситуации утреннего приёма детей в группу обращаем внимание на следующие показатели:
1. Настроение ребёнка, родителей (весёлое, равнодушное и т. д.).
2. Высказывания по ходу общения (одобрение, критика, беседа и т. д.)
3. Прощание (быстрое, долгое с уговорами, ласковое, с напутствиями т. д).
4. Процедура раздевания (сам, родители, вместе) и другие.
Поведение родителей в эти моменты отражает их воспитательные установки. Достоинством наблюдения является отсутствие необходимости согласия испытуемого на его проведение.
Беседа позволяет учителю-логопеду получить анамнестические сведения, анкетные данные о родителях, информацию об условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи. При подготовке и проведении беседы важно учитывать общие требования :
1. Цель, место и время предстоящей беседы.
2. Перечень вопросов, их последовательность, формулировку.
3. Создание спокойной, непринужденной обстановки.
4. Возможную реакцию родителей на вопросы беседы.
5. Проявление такта и осторожности при оценке детей, членов семьи.
6. Результаты беседы следует сопоставить с другими методами.
К беседе с родителями детей с нарушением речи предъявляются и специальные требования:
1. Доступность используемой терминологии.
2. Важно подчеркивать достоинства и достижения ребенка даже с тяжелыми нарушениями речи.
3. Конструктивная направленность беседы, т. е. поиск ответа на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски ответа на вопрос «Кто виноват?»
При оказании психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушением речи, выделяют два направления: психолого-педагогическое и психо-коррекционное.
Психолого-педагогическая помощь это занятия с ребёнком и консультации, беседы, обучение его родителя (чаще матери).
Цели:
• создание оптимальных условий для гармоничного развития ребёнка с нарушением речи в развитии в семье;
• переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребёнка с нарушением речи, оптимизация их самосознания;
• гармонизация психологического климата в семье;
• коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских);
• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Задачи:
• обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приёмам, необходимым для проведения занятий с ребёнком в домашних условиях;
• обучение родителя (матери) специальным воспитательным приёмам, необходимым для коррекции личности ребёнка с нарушением речи;
• коррекция понимания родителем проблем его ребёнка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребёнка;
• коррекция внутреннего психологического состояния родителя : состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребёнка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребёнка, в радость его «маленьких» успехов;
• коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др., их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
• осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребёнком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребёнка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребёнка;
• повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребёнка;
• трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребёнку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
Формы работы:
1) демонстрация родителю (матери) ребёнка приёмов работы с ним;
2) конспектирование родителем (матерью) занятий,
3) выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной педагогом;
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребёнком.
Психо- коррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.
Задачи:
• формирование новых жизненных ориентиров родителя ребёнка с нарушением речи;
• коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребёнок с отклонениями в развитии;
• коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;
• коррекция нарушенного психологического состояния родителей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учёбе своего ребёнка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
• коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребёнка, так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
• гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с ребёнком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.
Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия. Современные родители, большинство из них, из-за трудностей в понимании внутреннего мира ребёнка и, не имея необходимой педагогической, психологической культуры, отстраняются от образовательного процесса. Повышение уровня педагогических знаний, профессиональных компетенций, ответственности родителей в воспитании и образовании ребёнка, развитие системы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями развития - важнейшие задачи современной государственной системы образования.