Ряскова Татьяна Вячеславна
Анализ состояния предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Доклад
на тему: «Анализ состояния предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения.»
Воспитатель: Ряскова Т. В.
2021г.
Анализ состояния предметно-развивающей среды подготовительной к школе группе ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения.
Публикация «Анализ состояния предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе ДОУ» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Цель: создать для развития и формирования творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС: безопасную, трансформируемую, содержательно-насыщенную, здоровьесберегающую, полифункциональную, эстетически-привлекательную.
Возраст детей 6 лет. 70% детей группы находятся в едином коллективе с ясельной группы. Атмосфера в детском коллективе позитивная, доброжелательная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.
Все дети разносторонне развиты, некоторые из них дополнительно занимаются в музыкальной школе. Со всеми детьми очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.
На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и средние результаты.
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. И включает в себя:
• Двигательную активность
• Возможность уединения
• Реализация образовательных программ
• Транспортируемость
• Поли функциональность
• Вариативность
• Доступность
• Безопасность
• Содержательно-насыщенна, соответственно возрасту
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, доска для детского творчества, советы родителям и консультации.
В групповом помещении созданы условия, соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор оборудования, мебели и игрушек для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он испытывал положительные эмоции, чувствовал себя комфортно.
В центре художественного творчества имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изо деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
• белая бумага разного формата
• цветной картон
• восковые мелки
• карандаши
• гуашь и кисти разного диаметра
• трафареты
• образцы для рисования
• операционные карты оригами
• пластилин, доски, стеки
• предметы искусства
• бросовый и природный материал для художественного труда.
Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся нанизывать крупные бусины, завязывать шнурки и др.
Центр ФЭМП оснащен пособиями, выполненными из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др., имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание. Предусмотрен свободный доступ к пособиям и материалам. «Центр» расположен вблизи источника естественного света (окна). Он частично изолирован от других центров, материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми. Имеется в наличии материал на подгруппу детей. «Центр» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть
Центр природы и экспериментирования расположен подальше от игровых зон, в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы». Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями. Уголок экспериментирования оснащён природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации и календарь погоды.
Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи народной и музыки классической, звуки природы (леса, шум моря, голоса птиц, а также различные музыкальные сказки.
Центр патриотического воспитания способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны. Детям представлены пазлы, фотографии достопримечательностей, составленные на основе известных детям зданий (фотографии).
В центре художественной литературы представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.
Так же в группе имеется центр физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.
Центр развития речи содержит материалы по развитию речи, материалы на развитие логики, дидактические игры.
Игровая зона позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать их чувства и поступки, развития фантазии, создавать условия для творческой деятельности, формирования игровых умений, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, реализации игровых замыслов, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
В центре конструирования находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре. «Центр» располагается вблизи «Центра сюжетно ролевых игр», чтобы можно было использовать постройки в играх. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.
Центр театрализации находится рядом с центром художественной литературы. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (деревянные фигурки; би-ба-бо; маски героев, оснащение для разыгрывания спектаклей, сценок. В уголоке ряжения есть различные элементы костюмов, украшений и т. п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.
Центр сюжетно-ролевой игры включает в себя уголок «Я мастерю», кукольный уголок и наборы атрибутов для с-р игр.
Центр Безопасность включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру. Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми. «Центр безопасности» расположен рядом с «Центром конструирования»
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
В группе создан уголок дежурства – это способствует формированию умения выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.
Место отдыха оснащено выдвижными кроватями для дневного сна детей. Интерьер группового помещения выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует спокойному сну и приятному отдыху детей и исключает перевозбуждение детей во время пребывания в группе.
Вывод: создавая развивающую среду, воспитатели постарались построить ее с учётом ФГОС ДО, сделать информативно обогащённой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствии с образовательной программой МБОУ Дмитриевская СОШ (дошкольные группы). При проектировании развивающей предметно-пространственная среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Наполнение предметно-пространственной среды
Степень личного участия
Социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевой игры
Кукольный уголок: куклы разных видов и размеров, кроватка и мебель для кухни, наборы посуды, набор постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Верстак для мальчиков с набором инструментов. Атрибуты для игр «Парикмахерская», «Больница», «Кафе», «Я - строитель»
Атрибуты для с-р игр – «Парикмахерская», «Больница». Наборы кукольной одежды и постельного белья. Мебель для кукольного уголка: стол и стул из деревянного конструктора. Контейнеры для атрибутов с-р игр.
Центр трудового воспитания
Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке.
Уголок дежурств: график, фартучки и колпачки для дежурных. Алгоритм навыков самообслуживания. Картотека пословиц и поговорок о труде.
Центр театрализации
Разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, конструктор-настольный театр, пальчиковый театр, куклы-марионетки, лоскутные куклы-столбушки, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Иллюстрации к различным сказкам. Уголок ряжения: различные элементы костюмов, украшений, народные костюмы, шапочки животных и т. п.
Изготовление кукол-марионеток из бросового материала, лоскутных кукол, контейнеров для хранения материала. Ширма для проведения мини-спектаклей силами детей. Накидки «Плохое настроение», «Хорошее настроение»
Центр ФЭМП
Познавательное развитие
Настольно-печатные игры «Арифметический тренажёр» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать», «Логика и цифры», «Сложи узор», «Геометрическое лото», Головоломки-вкладыши, Блоки Дьенеша, Палочки, счётный материал.
«Геометрическое лото», счётный материал и материал для сравнения.
Центр природы и экспериментирования
Календарь природы; картотека прогулок; картотека занимательных опытов, настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», лото растений и животных, «Времена года»); домино (фрукты, овощи, животные и т. д.); пазлы; контейнеры с различным природным материалом; леечки и садовый инструмент; коллекции значков, марок, открыток; фотоальбом «В гостях у Дедушки Клё на: наблюдения детей».
Картотека прогулок; картотека занимательных опытов; оформление коллекций; фото-альбом «В гостях у Дедушки Клё на: наблюдения детей»; гербарий «Что растёт у нас в саду?»
Центр патриотического воспитания
Содержание материалов в этом центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем, и от тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес. «Центр» частично изолирован, располагается подальше от игровых зон. Пособия и оборудование соответствуют возрасту детей и программе. Символика нашей страны; фото- книги по городам России; карта России; настольно-печатные игры «Наш город»; пазлы; книги по истории города; иллюстрации, фотоальбомы.
Центр Безопасность
Плакаты: «Безопасная улица», «Один дома», «Правила пожарной безопасности»; иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах, пожарная без-ть ; материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки); настольно-печатные игры: «Правила дорожного движения»; картотека сказок о ПДД; маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад», творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности».
Маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад», изготовленные совместно родителями и детьми; картотека дорожных знаков; подборка иллюстраций по пожарной безопасности. Картотека подвижных игр для обыгрывания различных ситуаций.
Речевое развитие
Центр художественной литературы
Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. «Центр книги» размещается около источника естественного света (окна).«Центр книги» располагается вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей. предусмотрены условия для деятельности по иллюстрированию детьми литературных произведений
Художественно-эстетическое развитие
Центр художественного творчества
Располагается вблизи окна, а также вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей. Все иллюстрации, экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Иллюстрации выполнены в разных техниках и жанрах.
Наличие в группе множества интересных материалов для изобразительной деятельности: акварель; гуашь; кисти разных размеров и материалов; бумага разной фактуры; ножницы; трафареты; палитры; пластилин; формы для лепки; карандаши; фломастеры; восковые мелки; дидактический материал из серии «Искусство детям»; раскраски по темам.
Центр конструирования
Конструктор разных размеров и форм и материалов; Схемы построек; Мозаики разных форм и размеров; Бумага и операционные карты для оригами; Природный материал
Операционные карты для оригами; схемы построек.
Центр музыки
Музыкальные инструменты; Диски с музыкой и сказками; Портреты великих композиторов; картотека музыкальных и театрализованных игр
Картотека музыкальных и театрализованных игр
Физическое развитие
Мячи большие, средние, маленькие, обручи, кольцебросы, скакалки, кегли, дорожки здоровья; картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна
Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, трансформируема, содержательно насыщенна, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, отражает содержание всех образовательных областей.
3. Учёт возрастных особенностей
Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа). Развивающая среда построена таким образом, что даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов и активности.
Возрастные особенности
Отражение в развивающей среде
Проявление разных темпов развития
Развивающая среда сохраняет некоторые особенности среды для детей не полных 6 лет. В группе присутствуют настольные игры и пособия для повторения знаний по старшему дошкольному возрасту.
Большая потребность в движении.
Мебель в группе расположена таки образом, чтобы зона двигательной активности была максимальна.
Уголок уединения.
Детям необходима, иногда, возможность уединения. Уголок расположен так, чтобы ребёнок чувствовал себя «закрытым» от остальных детей и воспитателя.
Дети любят обозначать свою игровую территорию.
Каждый ребёнок имеет своё рабочее место, где, во время свободной деятельности ребёнок может расположить игровые атрибуты.
ВЫВОД: созданная предметно-пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, отвечает принципам активности, способствует решению развивающих задач, творчества, самостоятельности, а также учитывает гендерные особенности группы.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.