Получи документы

Формирование профессиональной компетентности педагога

Бондаренко Наталья Николаевна
Формирование профессиональной компетентности педагога
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АНТРАЦИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Доклад

на тему: «Формирование профессиональной компетентности педагога»

Подготовила заместитель директора

по воспитательной работе: Бондаренко Н. Н.

Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагога»

16 февраля 2024 года – совещание при директоре «Формирование профессиональной компетентности педагога».

Публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога» размещена в разделах

форма проведения - круглый стол.

Цель: повышение уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов, через информационно-просветительскую работу. Раскрыть проблему конфликтов в педагогическом общении, освоить способы и приемы бесконфликтного общения.

Задачи:

- рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога;

- определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагогов;

-обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве образовательной организации;

- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Организационная часть.

Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу.

Проведение педсовета в форме круглого стола предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы и позволяет обеспечить педагогов возможностями практического использования теоретических знаний. В ходе данного мероприятия происходит непосредственный обмен опытом педагогов, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.

2. Основная часть.

ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этого вопроса в интернет - ресурсах, средствах массовой информации. Уже обозначен и новый стандарт для педагога. Вчитываясь во все это задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа и больше осознаё шь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру. Нам нужно стать современными и конкурентоспособными. Почему? Как? Насколько?

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе на сегодняшнем совещании. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать: всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности педагога. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Компетентность – это качества личности, которые важны для эффективного выполнения деятельности, т. е. личностная характеристика.

Компетенция – это способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата, т. е. совокупность конкретных профессиональных качеств

«Этап Мозговой штурм»

Организационный этап:

В каждой группе выбирают

Секретаря – записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы.

Хранитель времени - для контроля времени.

Оратор – зачитывает свой вариант, что получилось в процессе обсуждения в группе.

1 группа. На каждую букву слова КОМПЕТЕНТНОСТЬ написать качества, которыми должен обладать компетентный педагог.

2 группа. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных личностных качеств педагога.

3 группа. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных профессиональных качеств педагога.

4 группа. Составить портрет современного педагога.

Время работы- 3-5 минут.

Профессиональная компетентность - это совокупность

профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности

Профессиональная педагогическая компетентность складывается :

из профессиональных педагогических знаний и умений;

из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе);

из профессионально важных качеств личности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся :

интеллектуально - педагогическая компетентность;

психолого – педагогическая компетентность;

коммуникативная компетентность;

исследовательская компетентность;

презентационная компетентность;

информационно коммуникационная технология ИКТ – компетентность;

эмоциональная компетентность.

Интеллектуально - педагогическая компетентность - это умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности

Психолого – педагогическая компетентность - включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей, их психического развития, методики обучения, воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в обществе, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Упражнение.

Развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях.

Каждая группа сейчас получит задания, где нужно определить к какой категории относятся причины конфликтов. Вторая часть задания, в ней нужно ознакомиться с примером конфликтной ситуации и выходом из нее, а потом правильно установить последовательность действий при выходе из конфликтной ситуации.

Причины конфликтов ученик - ученик

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

ученик-ученик

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Причины конфликтов учитель - родитель

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

личная неприязнь

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Причины конфликтов учитель - ученик

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

• Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

• Второй момент — анализ ситуации без превратности.

• Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

• Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

• Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Исследовательская компетентность - умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса, готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность - выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам образования на сайте учреждения и т. д.

ИКТ компетентность – информационно-коммуникационные технологии в образовании- это комплекс учебно- методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей

Эмоциональная компетентность – это умение распознавать и понимать собственные эмоции и чувства, умение управлять собственными эмоциями, распознавание и понимание чувств других людей, умение управлять чувствами других.

Инструкция:

Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в позитивные утверждения.

1. негативные убеждения в позитивные утверждения.

негатив позитив

На работе меня никто не ценит На работе меня любят

Многие из моих коллег меня раздражают Меня окружают только позитивные веселые люди

Я боюсь, что у меня не получится У меня все получается просто великолепно.

Не могу смотреть на себя в зеркало Мне нравится, как я выгляжу

Я разочарован (а) в жизни Я люблю жизнь!

2. Отвечать на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

негатив позитив

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук Хороший повод купить новые сапоги

Вы внезапно заболели Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам.

1. Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

Инструкция: По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащегося.

1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)

2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.)

3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль.)

4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность.)

5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита.)

Все, что вам необходимо это контролировать свои реакции на события. В этом – суть эмоциональной компетентности.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога :

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ и др.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности :

• самоанализ;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.

Подводя итог вышесказанного:

Совет первый: Компетентный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.

Совет второй: Компетентный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.

Совет третий: Компетентный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.

Совет четвертый: Компетентный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.

Совет пятый: Компетентный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место.

Совет шестой: Компетентный преподаватель - человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.

Совет седьмой: Компетентный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование профессиональной компетентности педагога
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 17:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога» (включая файлы) размещена пользователем Бондаренко Наталья Николаевна (УИ 3384318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД