Папки-передвижки

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Надежда Лагутина
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Факультет психологии

Кафедра дошкольного образования

Доклад

на тему: «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

по дисциплине «Теория и технологии социализации детей дошкольного возраста»

Лагутиной Надежды Павловны

по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»

2023

Публикация «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - это начальный период развития личности, центральные новообразования, которые являются проявлением самосознания, самооценки, прогнозирования последствий собственного поведения, появления подчинения мотивам. Дошкольный возраст - период творчества - дети творчески учат речь, формируется творческое воображение, развивается собственная логика мышления. Этот период характеризуется стремлением расширить условия жизни ребенка - стремление к независимости и самовыражению. Достаточно эффективным средством воспитания дошкольников является игра, позволяющая получать впечатления от детей извне [8, с. 178].

Феномен игры на протяжении всей истории человечества привлекал внимание выдающихся мыслителей, философов, социологов, психологов и просветителей. Каждый этап в истории человеческой жизни оказывает уникальное влияние игровой деятельности и становления и становления человека как личности. В руководстве подчеркивается развивающая и образовательная ценность игры, отмечаются ее возможности в игровой деятельности, основное внимание уделяется играм в процессе познания способностей человека.

Основная задача свободно и естественно проявляется в игре; есть детская игровая деятельность, благодаря которой он знает и исследует мир. В игре он получает прекрасную возможность продемонстрировать свои способности. Только игра предоставляет ребенку свободу действий и выбора. Игра дает ребенку возможность жить в полной мере, являясь основным видом досуга для старших дошкольников.

Влияние игр на развитие творческих способностей дошкольников, посвященных Л. А. Венгеру, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, П. И. Зинченко С. Л. Новоселова К. Д. В поиске детей нужно не только веселиться, но и стремиться к самоутверждению через интересные и важные для них занятия. Ребенок хочет жить, чувствовать и действовать.

Игра является формой активности в определенных (условных) ситуациях, направленной на восстановление и присвоение публичного опыта, который ранее был закреплен в социально фиксированных способах реализации предметных действий [4, с. 32].

Преимущества игры.

Во время игры ребенок развивает много различных функций, которые являются полезными для развития мозга. Игра помогает выстроить отношения между нейронами, которые улучшают нашу память и обеспечивают более легкую, устойчивую связь между правым и левым полушариями головного мозга. Американский психолог-доктор Ранда Гроб-Захари говорит в своей статье на тему «Ваш мозг развивается, когда вы играете», что мы не получаем новые нейроны с возрастом, а развиваем пути и связи между ними. Чтобы получить как можно больше путей и новых связей, нам нужно использовать уже существующие знания и придумывать новые возможности, которые возможны в игре. Она считает, что умение контролировать и фокусировать себя иногда важнее, чем знание алфавита. Игра позволяет детям обрести уверенность, делая неожиданные вещи, а также рисковать интеллектуальной собственностью, делясь своими новыми идеями с другими. Игра не только позволяет ребенку придумывать уникальные подходы, но и позволяет ему выражать себя уникальным и творческим способом, а также позволяет показывать свою индивидуальность. Таким образом, развитие навыков, таких как гибкость, готовность учиться, решение проблем и создание новых конструкций, можно достичь с помощью игры. Способность осмелиться потерпеть неудачу - также результат игры. Различные игры могут помочь ребёнку улучшить свои навыки зрительно - пространственного восприятия, которые могут быть использованы в математике, самоконтроле, в играх, требующих ограничения по времени, и других навыков, таких как повышение внимания, сосредоточенности и т. д., Таким образом, игра повышает практические, академические и социальные навыки, благотворно влияя на мозг.

Игра позволяет человеку развивать творческие способности определенным образом. И правда, было доказано, что игра играет жизненно важную роль в нашей жизни и помогает развивать когнитивные и социальные навыки. Р. Гроб-Захари подчеркивает, что мы все рождены с желанием учиться, исследовать, экспериментировать и полностью взаимодействовать с окружающими нас объектами, будучи детьми. Однако по мере того, как мы становимся старше, обучение посредством игровой деятельности уменьшается, и R. Гроб-Захари видит в этом проблему[44].

Игра требует внимания, принятия неизвестного, предлагает вызов и развивает способность использовать креативное мышление.

Ролевая игра - это игра, в которой дети могут почувствовать себя взрослыми, и в наиболее обобщенной форме действия взрослых и межличностные отношения воспроизводятся в игровой среде.

В игровой деятельности ребенок моделирует мир взрослых. Кроме того, дети изучают игры с правилами (подвижные и дидактические). Игра развивается полностью до середины дошкольного детства. Происходит развитие двигательной и интеллектуальной сфер. Игра носит синтетический характер [29, с. 10].

В процессе ролевых игр дети играющие ту или иную роль, развивают отношения, изучают социальные нормы, учатся контролировать свое поведение в соответствии с правилами, существующими в этой игре. Ребенок учится следовать правилам поведения и нормам, которые оценивают его поведение, поведение его товарищей по играм, сравнивать его поведение с поведением других людей, которые проявляют самооценку. Во время игры развивается личность ребенка. Логическое мышление, развивается абстрактное мышление. Это означает, что передача информации является регулированием ребенка.

В самом конце раннего возрастного периода игра с сюжетом разворачивается из уже полностью сформированного предмета - манипулятивной деятельности (до этого момента и до него фиксируется дошкольный период) [34, с. 29]. Когда он понимает, что он действует независимо и уже действует как взрослый. В дополнение к нынешнему уровню развития объективных действий, появление ролевых игр требует кардинальной трансформации отношений ребенка со взрослыми. Игра не способна развиваться без постоянного полноценного общения со взрослыми.

Конструктивно ролевая игра содержит следующие компоненты [32, с. 112] :

• роли, которые принимают на себя дошкольники;

• игровые действия (обобщенные и сокращенные, благодаря которым дети осуществляют взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними;

• игровое применение предметов, в ходе которого реальные предметы замещаются игровыми;

• реальные отношения между дошкольниками в игровой деятельности, выражаемые в виде реплик, замечаний, через которые регулируется игровой процесс.

Игра является формой освоения реальности посредством ее воспроизведения, которая представляет собой определенный тип символико-моделирующей деятельности [30, с. 202]. Роль и взаимосвязанные с ней игровые действия являются базовой, более неделимой единицей развитой игровой формы. В роли выделяются аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. При этом между ролью и характером соответствующих ей действий дошкольников есть прочная функциональная взаимосвязь.

Схема сюжетно-ролевой игры представлена на рисунке:

Рисунок 1. – Структура сюжетно-ролевой игры

Выбирая и исполняя конкретную роль в игре, дошкольник имеет соответствующий образ - астронавта, летчика, повара, модели, куклы, супергероя и т. д. и образцы его действий. При этом образный план чрезвычайно значим, так как без него игра невозможна. Также необходимо отметить, что несмотря, что в игре жизнь осуществляется в виде представлений, она имеет эмоциональную насыщенность и является для дошкольника реальностью. Роль как основная единица сюжетно-ролевой игры характеризуется следующим [14, с. 80] :

• роль, которую принимает на себя дошкольник, кардинально меняет его действия, а также значения предметов, с которыми ребенок манипулирует;

• роль включена в действия ребенка как бы извне, через игрушки, которые дают подсказку смысла действий с ними;

• роль – своего рода смысловой центр игры, для ее осуществления служат создаваемая игровая ситуация и игровые действия.

Чем более обобщены и сокращены игровые действия, тем более глубоко отражен в игре смысл, задача и система взаимоотношений воссоздаваемой деятельности взрослых людей. При этом, чем игровые действия более развернуты и конкретны, тем в большей степени проявляется конкретно-предметное содержание игры.

При разыгрывании роли творчество ребенка начинает носить характер перевоплощения. Его эффективность имеет взаимосвязь с личным опытом играющего, уровнем развития его эмоций, воображения, а также интересов. Сюжетная игра изначально возникает на границе раннего и дошкольного периодов и представляет собой режиссерскую игру, в которой применяемые ребенком предметы приобретают игровые смыслы (кубик, провозимый с рычанием по столу, становится в игре ребенка автомобилем). Режиссерским играм присуща примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий [26, с. 57]. Впоследствии у ребенка появляется образно-ролевая игра, в которой он представляет себя совершенно различными героями и даже вещами и соответственно в соответствии с собственными представлениями. При этом важным условием развертывания подобной игры является яркое глубокое эмоциональное переживание: так, дошкольник поражен наблюдаемой картиной, и впоследствии самостоятельно в своих игровых действиях воспроизводит образ, вызвавший у него интенсивный эмоциональный отклик.

Первоначально дошкольник ограничен семейными границами, поэтому игры его связаны в основном с проблемами семьи. В процессе освоения новых областей жизни, дошкольник уже применяет более сложные сюжеты – профессиональные, военные, театральные и т. д. Более разнообразными теперь становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет теперь более длительна и стабильна. В 3-4 года ребенок может посвятить игре лишь 10-15 минут, впоследствии ему следует переключиться на что-либо иное, то в возрасте 4-5 лет одна игра уже может длиться до 40-50 минут. Старшие дошкольники вполне могут играть в одну игру долгое время до нескольких часов, а некоторые игры имеют продолжительность в несколько дней.

Среди сюжетов игр дошкольников преобладают следующие [ 23, с. 81] :

традиционные бытовые сюжеты - игры в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание ребенка и др. ;

• сюжеты, связанные с мультфильмами и телепередачами (пираты Карибского моря, Человек-паук, трансформеры, Бетмен, Последний герой, Симпсоны, Бригада и др.);

• сюжеты, связанные с защитой и нападением (охотники на зомби, полиция и преступники);

• игры в домашних животных (дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и играют в отношения между ними - кормление, прогулка и др.);

• профессиональные сюжеты (игры в ресторан, автомойку, магазин, поликлинику);

• разнообразные сюжеты (цирк, самолет, танцы, космический корабль и др.).

Сюжет является сферой действительности, имеющей отражение в игровой деятельности. Выполнение определенной роли ставит дошкольника перед необходимостью действовать согласно его роли, подчиняясь правилам и социальным нормам. Ребенок встает на позицию других людей и в пределах одного сюжета ребенок рассматривает ситуацию с позиций нескольких людей (персонажей игры). Правила игры составляют суть роли, ребенок в игре при выполнении роли сдерживает свои побуждения и действует согласно установленным правилам, показывая образец поведения в обществе. Сюжет и содержание игры получают свое воплощение в определенной роли. Формирование игровых действий, роли и правил игры осуществляется во всем дошкольном периоде по следующим направлениям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с четко выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, затем, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

Те моменты в межличностных отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, и составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – ведут автомобиль, моют тарелки и др. Дети включены в процесс выполнения действий и периодически забывают о результате – для чего они это осуществили, при этом действия разных детей часто не согласуются друг с другом, нельзя исключить повторов и внезапной смены ролей во время игрового процесса. Для средних дошкольников имеет большое значение наличие межличностных отношений, игровые действия производятся детьми не в целях простых манипуляций, а с целью стоящих за ними взаимоотношений. Поэтому ребенок в возрасте 5 лет никогда не забудет "наглаженные" платья выставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала кукла красиво одевается, и лишь потом идет в ресторан, а не наоборот. Исключены и параллельные роли. Так, одного и того же пациента будут осматривать два врача одновременно, одну машинку не поведут два водителя. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников очень важно подчинение правилам, следующим из роли, при этом правильность выполнения этих правил находится у детей под контролем.

У современных дошкольников 4-6- летнего возраста преобладает игра-действие, присущая первому уровню развития игровой деятельности. Данный тип игры ограничивается наличием отдельных игровых действий (мытье куклы, управление машинкой, кормление ребенка, погоня за бандитами и т. д.). Игра-роль встречается реже. Дети с таким типом игры разыгрывают конкретный сюжет с 2-3 эпизодами (так, девочки готовят праздничный обед и наряжаются перед приходом гостей, мальчики плывут к острову сокровищ на яхте и находят там клад). Здесь высший уровень развития игры (игра-отношение) выражен лишь после 5 - летнего возраста. В таких играх одновременно с функциональным взаимодействием персонажей представлены и межличностные отношения данных персонажей. Многие дети могут вообще не играть в предложенной ситуации, а заниматься другими видами деятельности (рисовать, смотреть книжки, конструировать). Могут наблюдаться отдельные предметные действия (бросание мяча, обсуждение мультиков, бегание по группе, рассматривание настольных дидактических игр - свободная деятельность) [8, с. 179].

Самоконтроль возникает только в конце дошкольного возраста, поэтому сначала ребенку нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по играм. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, а сам образ начинает регулировать поведение детей. К 7 годам дошкольник уже более ориентирован в соответствии с нормами и правилами, и образцы, которые регулируют его поведение, теперь стали более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре).

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста, рассматривая сущность и влияние игры на развитие творческих способностей детей, мной был сделан вывод, что творческие способности в жизни ребёнка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.

С психологической точки зрения старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети старшего дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Различные игры могут помочь ребёнку улучшить свои навыки зрительно - пространственного восприятия, которые могут быть использованы в математике, самоконтроле, в играх, требующих ограничения по времени, и других навыков, таких как повышение внимания, воображения, сосредоточенности и т. д., Таким образом, игра повышает практические, академические и социальные навыки, благотворно влияя на мозг.

Список использованной литературы

1. Акулова Е. Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников//Известия Российского гос. пед. ун-та. им. А. И. Герцена. - 2009. - № 98. - С. 9-15.

2. Вахитова Г. Х. К проблеме творческого становления дошкольников в игровой деятельности//Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2003. - № 2. - С. 51-53.

3. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. – 96 с.

4. Возрастная психология/Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2011. - 336 с.

5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

6. Ворошилова В. В., Баглаева Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания//Педагогическое образование в России. -2009. - № 2 - С. 13-29.

7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.

8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб. : Союз, 2004. - 224 с.

9. Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дисс. канд. психол. наук. - М. : МГППУ, 2005. - 155 с.

10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.

11. Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 2-е изд. – 656 с.

12. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Владос, 2000 г. – 144 с.

13. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре//Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2 (21). - С. 103-107.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников Игра-ведущий вид деятельностиИгра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возрастаРазвивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста Дошкольное образовательное учреждение предлагает воспитанникам новые знания, интересные предметы, активное общение, различные виды детской.

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возрастаРоль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию выступление из опыта работы на районном методическом объединении «Роль.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2023 в 13:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лагутина (УИ 1214953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД