Получи документы

Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста

Айгюль Мамутдинова
Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста

Доклад на тему: Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста.

Общаясь с детьми и наблюдая за ними, мы все чаще отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в налаживании контактов с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, дети с заниженной самооценкой. У данных детей имеются проблемы в общении, как с детьми, так и с взрослыми.

По мнению Ольги Николаевны СОМКОВОЙ:

Публикация «Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи»

Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении специфических, присущих ребенку данного возраста видов деятельности. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными (процесс обмена информацией при помощи речевых средств) и невербальными (вид общения без использования слов) способами.

Кроме того, к дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому

От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в

образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни.

Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждую игру нужно повторять по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Требования к играм:

-они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу, но должны систематически повторяться;

-использование музыки, танцевальных движений помогаеют снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;

-инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;

-не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;

-не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети;

-периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях, а также организовывать дома игры на тему пребывания ребенка в детском саду.

Для формирования у детей чувства уверенности в окружающем мире в период адаптации, предлагаю некоторые варианты коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста :

«Раздувайся, пузырь!»

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: делая несколько шагов назад приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

«пузырь» увеличивается.

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!»«пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).

«Веселый паровозик»

Цель: Знакомство с группой, друг другом.

Описание игры: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике» : первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети держатся за веревку и путешествуют по станциям.

«Гусеница»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи (пояс). Первый игрок - "голова", последний - "хвост". Включается музыка и гусеница начинает движение в перед, в таком положении они преодолевают препятствия: обойти стул, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», спрятаться от «диких животных» т. д.

«Давайте познакомимся!»

Описание игры: дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч или любой другой предмет, ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч или передает предмет. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру.

Значение формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста определяет известный детский психолог Мая Ивановна Лисина: “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”.

Современное общество нуждается в активной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Сензитивным периодом (это такой период в жизни каждого ребенка, когда он в наибольшей степени готов к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности) для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возрастаКоммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста (музыкальное сопровождение - И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 08:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД