Лучший педагог года

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в деятельности ДОУ

Ирина Ваганова
Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в деятельности ДОУ

В настоящее время не только в нашей стране,но и для всех стран мира характерным является увеличение детей,имеющих различные нарушения развития.

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспи-тания является ведущим направлением в развитии специального образова-ния в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, раз-вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социу-ма, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Публикация «Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в деятельности ДОУ» размещена в разделах

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии де-тей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями.

Цель образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с определёнными особенностями в развитии. Совместное обучение обычных детей и детей с проблемами в развитии - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются

навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. Данные дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, т. е., это специализированные дошкольные группы, школы, различные учреждения компенсирующего типа. Выходя в мир после специализированных учреждений, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, абсолютно не подготовлен для жизни в обществе обычных людей, а его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Ведь учится такой ребёнок порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но очень остро чувствует недоброжелательность, настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Поэтому, немаловажной задачей при введении инклюзивного образования является воспитание готовности общества к тому, что рядом с детства будут находиться дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные проблемы. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приведёт к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, человечность, великодушие, толерантность. В свою очередь детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками даёт возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.

Нельзя не оценить и тот момент, что инклюзивное воспитание и образование даёт семье ребёнка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, даёт возможность стремиться вместе с ребёнком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.

Родители начинают адекватно относиться к своим детям, избавляются от неуверенности и страхов по поводу дальнейшей жизни в окружающем мире. Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

И как уже говорилось, инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т. е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии.

Мою группу посещают 4 ребенка с задержкой психического и речевого развития. Я провожу с ними индивидуальные и подгрупповые занятия по изобразительнойдеятельности (рисование,лепка,аппликация,конструирование,организую наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с программой,занимаюсь коррекционно-развивающей работой на занятиях и в режимные моменты,осуществляю дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных,физиологических и психических особенностей,рекомендаций педагога-психолога,и логопеда.

Учитель-логопед всесторонне изучает речевую деятельность детей группы,проводит подгрупповые и индивидуальные занятия,оказывает методическую помощь воспитателям по преодолению нарушений речи у детей. Учитель-логопед в ходе коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития развивает и совершенствует общую,мелкую и артикуляционную моторику,слуховое,зрительное восприятие,внимание,память.

Педагог-психолог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей,личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками,направленные на нормализацию эмоционально- личностной сферы,повышение умственного развития и адаптивных возможностей,оказываетпомощь педагогам в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка.

Лечебно-профилактические мероприятия,динамические медицинские наблюдения,консультирование специалистов,воспитателей и родителей проводит наша медицинская сестра. А в группе я с ними провожу двигательную активность, такую как: утренняя гимнастика,спортивные упражнения,элементы спортивных игр. Еще я с ними провожу лечебно-профилактические мероприятия такие как:фитонезидотерапия (лук,чеснок) и закаливание как: ходьба босиком,облегченная одежда детей,мытье рук,лица,закаливание зева. И все дети как здоровые так и с ЗПР делают это с удовольствием.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод,что только при наличии системы и взаимосвязи всех участников коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процесса можно получить желаемые положительные результаты в воспитании,обучении и восстановлении нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее занятие «Осень» Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Осень» Цели: - познакомить ребенка с признаками такого времени года, как осень; - расширить.

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ Цель: формирование познавательного интереса в игровой форме и развитие когнетивных процессов у детей с ОВЗ. Упражнение «Егорки» Цель: формирование.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие. Тема: Весна. Цель: актуализация словаря по теме «Весна». Задачи: совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза; печатание слова ВЕСНА,.

Коррекционно-оздоровительное занятие по физическому воспитанию с использованием нетрадиционного оборудования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86» Коррекционно-оздоровительное занятие по.

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для.

Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов .

Коррекционно-развивающее занятие «Прогулка в лес» Цель: психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Развитие коммуникативных умений, формирование адекватной самооценки;.

Коррекционно-развивающее занятие «Мамин праздник» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Беседа о предстоящем празднике, рассматривание иллюстраций,.

Коррекционно-развивающее занятие «Я — такой» Видео Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Я — такой» Цель: дать представление об органах чувств человека. Побуждать детей к исследованию своего.

Методическая разработка внеурочной деятельности. Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. «Час здоровья» 1–4 кл Пояснительная записка В связи с введением новых ФГОС в начальной школе изменились требования к преподаванию физической культуры в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в деятельности ДОУ
Опубликовано: 5 сентября 2015 в 16:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД