Получи документы

Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников

Юлия Белоусова
Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на темуМетоды активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Выполнила: Белоусова Ю. Г.

2 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Публикация «Методы активации познавательной деятельности, Развитие исследовательской активности дошкольников» размещена в разделах

И свое выступление я хочу начать с цитаты Льва Семеновича Выготского «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы - стимулирует развитие речи.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

3 слайд

В развитии познавательной активности детей, я использую разны методы :

• Наглядный метод – это наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и др.

Практический метод – игры- опыты, игры – эксперименты, дидактические игры, фокусы, занимательные опыты.

• Словесные методы- беседы, чтение художественной литературы.

4 слайд

Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах, во время которых выясняем, что вода – жидкость, она льётся, разливается, капает. Вода не имеет формы, у неё нет запаха и вкуса, она бесцветная. Кроме того мы выяснили, что не все вещества растворяются в воде, а ещё воду можно окрасить. Дети любят экспериментировать с водой и с удовольствием проводят испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала.

5 слайд

В экспериментировании с песком мы узнали откуда берётся песок, песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы, что мокрый песок принимает любую форму, на мокром песке остаются следы, отпечатки. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

6 слайд

Узнали что воздух невидим, легкий и не имеет запаха. что воздух обладает силой.

7 слайд

Проводили опыт с мылом, сделали вывод что оно сухое, гладкое. Мыло в воде – скользкое. При попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри.

8 слайд

Узнали что такое магнит, и как он работает, он притягивает предметы, содержащие металл.

9 слайд

Одна из интересных путей развития исследовательской деятельности детей в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге). В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.

10 слайд

Одной из форм экспериментальной деятельности является наблюдение. Мы наблюдали за дождём, росой, снегопадом, за растениями, грибами. Кидали снег в лужу и он у нас на глазах таял. Нам было очень интересно подбрасывать вверх снег, он рассыпался. Приносили снег в группу. Наблюдали за его превращениями.

11 слайд

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую опыты уместные по тематике. Например мы выносили зимой на улицу воду, она превращалась в лед, затем заносили в группу, наблюдали свойства льда, в какой воде он быстрее растает в холодной или теплой.

12 слайд

В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).

13 слайд

Зимой, во время уборки снега, беседуем с ребятами о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

14 слайд

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок.

В уголке имеется необходимое оборудование:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: (гуашь, акварельные краски и др.);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.

В уголке учитывались все требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения.

15 слайд

На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Следовательно, могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 15:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Белоусова (УИ 2414357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД