Ирина Еремеева
Доклад на тему «Народная культура и современность»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
«Народная культура : история и современность. Приобщение
дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Подготовила:
Еремеева И. В.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад»Зёрнышко»
села Репное Балашовского р-на
Саратовской области
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
(В. Путин).
Публикация «Доклад на тему „Народная культура и современность“» размещена в разделах
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека нового тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям, не случайна. Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать нравственные устои.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Народное творчество – это живой чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание.
Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает патриотические чувства, любовь к Родине, к народному искусству, чувство национальной гордости.
Актуальность: Живя в 21-ом веке, который предлагает нам ФГОС и ИКТ, межпредметность и интеграцию, не будет должного результата от воспитания, если не вдохнуть в него душу и самосознание своего народа. Нельзя прерывать связь поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками фольклорных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Надо научить детей с уважением относиться к культуре народа, к которому принадлежит ребенок.
Цели и задачи современного образования призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России.
Эстетическое воспитание и образование, основанное на познании культурных ценностей, играет особо важную роль на этапе становления личности ребёнка, происходящего в дошкольном детстве.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной, ценностью.
Поэтому особую актуальность приобретает овладение ребенком основ народной культуры. Большую роль в этом направлении отводится русскому народному фольклору, который ненавязчиво, в весёлой игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора, позволяет поверить в добро, в красоту нашего мира. Погружение ребёнка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, подкреплённого выразительным напевом или эмоционально-образным движением, позволяет перейти на новый уровень общения между детьми и взрослыми. Через восприятие фольклора происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.
Помимо этого, русский фольклор с его широкой палитрой жанров (прибаутки, шуточные. игровые и плясовые песни, игры, хороводы, театрализованные представления, русские народные праздники) имеет не только воспитательный, но и образовательный и развивающий эффект
Музыкальный фольклор – явление уникальное. В нем неразрывно связаны музыка, слово, движение и ещё игра на музыкальных инструментах. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая воспитать у детей любовь к произведениям русского народного творчества.
Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Атмосфера увлечённости народными песнями, играми создаёт условия для проявления у детей творческого начала.
Захотелось и мне, спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту и в праздничный день звучала русская народная песня. Чем же привлекает народная песня? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых ребят.
И вот уже на протяжении нескольких лет я знакомлю детей с русским народным творчеством, стараюсь привить любовь к русской народной культуре : к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам.
Цель работы: приобщать детей к истории и культуре своего народа через знакомство с русским фольклором.
Задачи:
- формировать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, используя средства и опыт народной педагогики;
- формировать умение слушать народную музыку; знакомить с русскими музыкальными инструментами;
- прививать любовь к народной песне, играм. хороводам;
- расширять кругозор, развивать любознательность; - прививать любовь к семье, к природе родного края, к России; - привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных праздников и развлечений.
Для поддержания интереса у детей к народному творчеству использую на занятиях синтез искусств, планирую тематические, интегрированные занятия, занятия с использованием ИКТ, презентаций, а также использую метод проектных технологий. Практический материал (песни, игры, танцы) для детей подбираю соответственно возрастным особенностям и в соответствии с народным календарем.
Новизна состоит в том, что приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки и из старых обрядовых народных гуляний получаются замечательные современные праздники для наших детей.
Инновационная направленность состоит в формировании у детей устойчивого интереса к русскому народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Фольклор начинается с первой колыбельной песни матери, затем частушек, народных песен, в которых поется обо всех сторонах народной жизни. Дети знакомятся с народными праздниками и участвуют в них. Праздники являются источником, из которого подрастающее поколение, берет лучшее из прошлого, делая лучшим будущее.
Пение знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Народная песня вызывает у детей положительные эмоции. Народная музыка, песня, понятна и близка нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, земелюшка, рассыплюся яблонькой.). Дети проявляют живой интерес к содержанию и быстро запоминают текст. В содержании песен отражен быт, труд народа. его традиции и обычаи.
Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Песни доступные детям по содержанию и интересные по сюжету ребята с удовольствием «играют». Одетые в народные костюмы, с соответствующими содержанию песни атрибутами, они настолько увлечены, раскованы, и творчески активны, что кажется, мы попали в прошлое, а вокруг не сценическая постановка, а реальная жизнь.
Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий, а в будущем поможет им стать мыслящими и творческими людьми, ценить и сохранять родную историю, культуру, духовность поколений.
Заключительным этапом творческих достижений детей являются фольклорные народные праздники, развлечения, театрализованные представления, которые в совокупности включают различные жанры фольклора, где дети демонстрируют свои умения и навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр.
Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных традиций и обрядов, где дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
В ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей проводятся совместные с детьми и родителями народные праздники : «Покровские посиделки», «Жаворонки прилетите, весну в сказку принесите», «Пришла Коляда – открывай ворота»; «Как на Масляной неделе мы частушки звонко пели»; для родителей разработаны серии консультаций о праздниках и обрядах на Руси; разработан цикл родительских встреч.
Заключение: Русский народный фольклор является исключительно ценным дидактически материалом в ком воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причём сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребёнок органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Хотелось бы, чтобы дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры. Считаю главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить, и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать достойным гражданином своей страны.
«Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди берёз,
Слышал русские песни, калядки справлял.
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Только радость и счастье с собой принесёт».
Литература:
1.»Знакомство детей с русским народным творчеством». Детство. «Пресс» 1999г.
2. Стариков К. Л. «У истоков народной мудрости». Екатеринбург. Отделение педагогического Общества 1994г.
3. Готовцев В. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М., Новая школа 1993г.
4. О. А. Куревина «Синтез искусств». Баласс. Москва. 1999г.
5. «Русские народные подвижные игры». М. Просвещение. 1986г.
В работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры использую материалы «Программы эстетического воспитания» Т. С. Комарова, А. В. Антонова,М. Б. Зацепина,учебно-методические рекомендации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, музыкально-литературные разработки журнала «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра» и др.
Внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
В работе с детьми использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Дети знакомятся с народными музыкальными инструментами: трещёткой, ложками, свистульками, бубном. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Такая система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению.
.
.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.
Музыкальный фольклор – это удивительное явление. В нем неразрывно связано – музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах.
Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творчеству обогащает внутренний мир дошкольников, а в будущем поможет им стать мыслящими и творческими людьми, ценить и сохранять родную историю, культуру, духовность поколений.
ЛИТЕРАТУРА:
«Русский детский фольклор», Виноградов Г. С.
1930г.
«Русский детский фольклор», Мельников М. Н.
1987г.
«Развлечения в детском саду», Фурмина Л. С.
1975г.
«На родимой сторонке», составитель Рытов Д. А.
2002г.
«Календарные музыкальные праздники в детском саду», Зарецкая Н. В.
.
В результате системной работы дети овладевают: - элементарными знаниями о народных традициях;
- знанием народных инструментов;
- основами русского народного фольклора;
- багажом народных игр;
- у них формируются певческие навыки;
- развивается эмоциональная отзывчивость при восприятии народной музыки;
- происходит художественно-творческое развитие.
Русский народный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причём сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребёнок органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Хотелось бы, чтобы дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры. Считаю главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить, и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать достойным гражданином своей страны.
«Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди берёз,
Слышал русские песни, калядки справлял.
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Только радость и счастье с собой принесёт».
Литература:
1.»Знакомство детей с русским народным творчеством». Детство.»Пресс» 1999г.
2. Стариков К. Л. «У истоков народной мудрости». Екатеринбург. Отделение педагогического Общества 1994г.
3. Готовцев В. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М., Новая школа 1993г.
4. О. А. Куревина «Синтез искусств». Баласс. Москва. 1999г.
5. Ю. Васильев, А. Широков «Рассказы о народных инструментах».Советский композитор. 1976г.
6. «Русские народные подвижные игры». М. Просвещение. 1986г
Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через
Именно фольклор с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песни, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Отмечая удивительную силу первых детски
Только радость и счастье с собой принесёт».
В результате системной работы дети овладевают: - элементарными знаниями о народных традициях;
- знанием народных инструментов;
- основами русского народного фольклора;
- багажом народных игр;
- у них формируются певческие навыки;
- развивается эмоциональная отзывчивость при восприятии народной музыки;
- происходит художественно-творческое развитие.
Русский народный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причём сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребёнок органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Хотелось бы, чтобы дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры. Считаю главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить, и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать достойным гражданином своей страны.
«Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди берёз,
Слышал русские песни, калядки справлял.
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Литература:
1.»Знакомство детей с русским народным творчеством». Детство.»Пресс» 1999г.
2. Стариков К. Л. «У истоков народной мудрости». Екатеринбург. Отделение педагогического Общества 1994г.
3. Готовцев В. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М., Новая школа 1993г.
4. О. А. Куревина «Синтез искусств». Баласс. Москва. 1999г.
5. Ю. Васильев, А. Широков «Рассказы о народных инструментах».Советский композитор. 1976г.
6. «Русские народные подвижные игры». М. Просвещение. 1986г.