Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность»

Шелковникова Надежда Борисовна
Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность»

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна.

Задачи:

- сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

- познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

- показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

- научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

Оборудование:

- экран и проектор;

- презентация к классному часу;

- нижеприведенный сценарий.

Форма: классный час-беседа.

Ход классного часа.

Эпиграф: «Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народом Русь.

Жизнь моя, любовь моя, Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь. Вечно

будь, страна моя, свободной. И

счастливой вечно будь.

Наш классный час посвящен символам нашего государства, среди которых мы живем, которые нас окружают. Мы сегодня узнаем смысл главных символов государства, их значение для каждого из нас.

Что такое символ? (учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог. В словаре о нем сказано: символ- это условный знак или изображение, имеющее для человека или целого народа очень важное

значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы- символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог. Действительно, символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны- Конституции, обозначающие такие дорогие для человека понятия, как Родина, идея, честь, слава, геройство. За каждым из них стоит не только его значение, но и история. Иногда короткая, иногда очень длинная. Иногда простая, иногда великая.

Информация к размышлению. Символы России нужны как воплощение ее истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог. Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилось обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце ХV в., первый флаг – в ХVIII в., а первый гимн – в XIX в.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означает наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает это слово. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Герб.

Сообщение подготовленного ученика об истории российского герба.

Педагог. Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создает сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е. И. Ухналев.

Задание для учащихся.

1) Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности.

ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г.,

большой государственный герб Российской империи 1882г.,

первое изображение герба Советской России,

Государственный герб РСФСР,

Государственный герб СССР,

Государственный герб Российской Федерации.

2) Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена.

3) Опишите современный российский герб.

Флаг.

Педагог. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко. (красным)

Сообщение подготовленного ученика об истории Российского флага.

Педагог. Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный).

Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?

ОТВЕТ:

1) древнее понимание строения мира: внизу – физический, выше – небесный, ещё выше – мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь;

2) белый – воздух, синий – вода, красный – огонь;

3) Красный – символ мужества и отваги, голубой – символ Богоматери, белый – мир, чистота, благородство.

Педагог. Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.

22 августа – День Государственного флага РФ.

Гимн.

Педагог. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Сопровождение прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Сообщение подготовленного ученика об истории Российского гимна.

Педагог. Текст гимна утвержден указом Президента России В. В. Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?

2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн?

ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов.

Педагог. Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.

Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа.

Возможные выводы классного часа:

- Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

- Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

Педагог. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Государственные символы России — флаг, герб, гимн» Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе на тему: «Государственные символы.

«Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию Цель: 1. Обобщение и расширение знаний о символах России.

Классный час для 10–11 классов «Дружба, любовь, семья» Классный час на тему «Дружба. Любовь. Семья.» Цели и задачи: 1. Расширить представления о понятиях дружбы, преданности, любви как важнейшей.

Классный час «Конфликт. Нужен ли он?» для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о конфликте и о видах конфликта. Развивать коммуникативные качества и умения. Возраст: 7 - 12 лет «Конфликт.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Наша армия
Автор публикации:
Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность»
Опубликовано: 21 марта 2019 в 23:05
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Рисование натюрморта «Букет цветов»
Цель: научить рисовать по образцу, правильно подбирая цвета, оттенки, акцентировать внимание расположения композиции на листе. Задачи: Учить детей...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...