Светлана Тен
Организация работы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Семья, безусловно, является основой развития каждого ребенка, самый первый и наиболее мощный действующий фактор, формирующий личность ребенка.
Влияние социума лишь корректирует воспитание. Именно от семьи во многом зависит восприятие ребенком окружающего мира, его ценности, культурное наследие.
Публикация «Организация работы с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Федеральный закон " Об Образовании" гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. Они обязаны заложить в ребенка первые основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с ФГОС, педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими сторонами партнерских отношений, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, активизировать умения родителей в области воспитания.
Появление значительного количества детей с ОВЗ вызывает необходимость выработки всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса- педагогами, родителями - новых способов межличностного взаимодействия.
Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ОВЗ, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – проблема образования этих детей. Родителям необходимо предоставлять квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения.
Что же значить работать с родителями?
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Сотрудничество — это общение " на равных ", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
В связи с этим можно выделить две позиции родителей детей с ОВЗ по отношению к дошкольному образовательному учреждению: партнерскую или безучастную.
Очень важно обсуждать с родителями возникающие проблемы и искать совместные пути их решения:
- при взаимодействии с ребенком с ОВЗ опираться на его сильные стороны, сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, поощрять за малейшие успехи;
- активная поддержка родителей ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек, так как любой ребенок воспитывается только в " состоянии успеха ".
При работе с родителями педагогу необходимо :
1. Установить партнерские отношения, а именно -
рассказывать родителям об успехах ребенка;
посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу;
пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком, где они смогут увидеть методы, которые использует воспитатель и перенести их в домашнюю обстановку.
2. Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей по воспитанию ребенка. При этом внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей;
3. Создавать атмосферу общности интересов;
4. Вести работу по формированию у родителей убеждений, таких как:
чтобы учить, необходимо многое знать и уметь;
верить в свои возможности, никогда не опускать руки;
при воспитании ребенка верить в самого себя.
Формируя у родителей, данные убеждения необходимо исходить из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться ".
Родители видят личностный смысл, который помогает им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, делают педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной.
Кроме того, коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания.
Таким образом будет реализовываться один из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ - принцип «Родитель - член команды».
В работе с родителями детей с ОВЗ необходимо :
- отказываться от формального общения, от монолога в пользу диалога;
- отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы (здесь необходимо педагогу владеть наукой и искусством общения. Педагог должен показать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников);
- воздействовать на родителей словом, подкрепленным наглядностью.
Полезно предоставлять родителям самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, незнакомые черты.
Родители могут свободно посещать групповое помещение утром или вечером. Дети, играя с родителями, рассказывают им и обучают их тому, чему сами научились в группе. Они могут загадывать родителям загадки, рассказывать стихи, петь песни.
Это дает возможность:
- заинтересовать родителей, делать их активными участниками образовательного процесса;
- повысить свой уровень компетенции в вопросах воспитания, помогает преодолевать у родителей психологический стресс, связанный с воспитанием своего ребенка с ОВЗ;
- формировать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, так как они вольно или невольно "навязывают своему ребенку свое отношение ко всем важным моментам жизни". Ребенок должен перенимать от родителей позитив, светлую сторону.
Наиболее эффективны в работе с родителями активные методы социально-психологического обучения – это тренинг, круглый стол, педагогическая гостиная, мастер-класс и т. д. Именно активные методы обучения позволяют наладить взаимоотношения педагогов и родителей.
А также родителям необходимо помнить, что их ребенок не хуже и не лучше остальных, просто у него другие возможности.
Успех взаимодействия во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку, чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
А воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, великодушием и милосердием, умением растить в нем хорошее.
Пугачев Александр Сергеевич описал принципы такого взаимодействия:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество.
Разнообразные формы работы помогут сделать взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.