Приложение МААМ

Доклад «Особенности рисования зданий в ДОУ»

Анастасия Лебедева
Доклад «Особенности рисования зданий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Методика обучения дошкольников рисованию

Первая младшая группа. Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

Публикация «Доклад „Особенности рисования зданий в ДОУ“» размещена в разделах

В работах В. Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п. [2].

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога) : он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.

Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально.

Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.

Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом. Приемы рисунка взрослого сложны для детей, и, кроме того, на картинке виден лишь результат работы, приемы остаются неизвестными.

Картина или рисунок, выполненные в реалистическом духе, создающие художественный образ, могут быть использованы в младшей группе только как объект для восприятия с целью уточнения представлений или создания интересов к теме.

Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.

У детей, пришедших в среднюю группу, уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются требования педагога к детям.

Эти программные требования основываются на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия.

Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части, кукла-неваляшка (4 части) [4].

При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис, плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка).

Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница [1].

С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то что скопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

Часто использование натуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь [4].

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

Детей можно научить рисовать натуру с определенной точки зрения, если положение ее не очень сложно.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет, выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.

2. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Когда ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, происходит сложный период его адаптации к новым социальным условиям. Иногда это происходит сложно, можно сказать даже болезненно.

Ребенок переживает, может понизиться игровая, и даже речевая активность. Задача воспитателя и родителей, помочь адаптироваться ребенку к новым социальным условиям, появляется необходимость создания условий для гармоничного развития дошкольника.

Можно с уверенностью сказать, что именно искусство может сыграть важную роль в духовном обогащении дошкольников, оно способствует закладке этических и эстетических чувств. А ведь нам известно, что именно изобразительная деятельность детей может быть средой для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Как известно, у ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.

Сегодня мы можем сказать, что рисование – это один из путей совершенствования организма ребенка. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно.

Практика показывает, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей.

О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности известно давно. Об этом писали известные педагогические деятели, как Каменский, Фребель. А также художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания [2].

У деток очень развито воображение и чувственное восприятие мира, именно это лежит в основе любви к изобразительному искусству. Причем ребенку важен сам процесс творчества, а не конечный результат, что отличает его от взрослого. Вы когда-нибудь наблюдали за ребенком, который что-то рисует? Он сосредоточен, увлечен и… улыбается! Каждому малышу нравится быть творцом и видеть, как из-под кисти выходят фантастические образы.

Каждый родитель часто видел, как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, вообще на всем, на чем можно оставлять заметные следы. Но что делать, если кроха не очень хорошо рисует? Как помочь ему поверить в свои силы? Для этого и существуют нетрадиционные техники рисования, позволяющие ребенку пофантазировать. Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов[3]. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!

Очень важно с детьми дошкольного возраста использовать в деятельности гибкие формы работы. Нетрадиционные способы рисования предоставляют ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. А ведь сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Изучение возможностей использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях сегодня очень актуально. Знание об особенностях работы с использованием различных способов рисования дает возможность воспитателям обеспечить полноценное развитие ребенка.

Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т. п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Можно сказать, что у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать все виды рисования : мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений.

Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события[4].

Темы нетрадиционных техник рисования могут быть самыми разнообразными. Например, с помощью зубной пасты можно изображать зиму или пену на рисунках морской и водной тематики. Если ребенок хочет изобразить туман, ночь или фантастическое приключение, ему понадобится техника рисования акварелью по мокрой бумаге для создания подходящего таинственного фона. Для реалистичного изображения осеннего леса отлично подойдет техника печати при помощи краски и высушенных листьев деревьев. Кроме того, можно создать объемные поделки из морских камешков, разрисованных краской. Вариантов множество, фантазируйте вместе с ребенком, и у Вас все получится!

Поскольку наши детки большую часть времени проводят именно в стенах детского сада, то основной задачей выступает - всестороннее развитие и обучение малышей. И все чаще и чаще в художественно-эстетическом развитии используют техники нетрадиционного рисования.

Все существующие нетрадиционные техники рисования в детском саду разделяют в зависимости от возраста детей. Это делается для того, чтобы малышам обязательно удалось сотворить чудо – самостоятельно нарисовать необычный рисунок посильным способом. Мы также разделим существующие детские техники рисования по возрастному критерию.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок – жесткая полусухая кисть;

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Этим намного повышается интерес дошкольников к рисованию. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

Использование в непосредственно организованной образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования способствует :

• работе с разнообразными материалами;

• развитию уверенности в своих силах;

• развитию пространственного мышление;

• свободно выражать свой замысел;

• творческому поиску и самостоятельным решениям;

• развитию мелкой моторики;

• развитию эстетического вкуса;

• формированию навыков контроля и самоконтроля.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.

3. Методика обучения рисования зданий в ДОУ

Процесс изображения предметов сопровождается живой работой не только мысли и воображения, но и чувств.

Рисование – важное средство формирования интересов детей, воспитания правильного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Н. П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребёнок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т. п., животные (рыбы, птицы, четвероногие, человек, транспорт, здания [5].

Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе специального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изображения. Было предложено обучение детей изображению по циклам.

Для усвоения такого рода знаний необходимо вместе с детьми (на основе сенсорного анализа конкретного предмета) выявить внешние особенности (форму, строение, цвет, величину, пропорции) и по возможности их объяснить. Таким образом, происходит ознакомление с «предметом-эталоном» - первым из той или иной группы

В развитии у дошкольников умений в предметном рисовании следует придерживаться следующих принципов: принцип наглядности, реализация которого осуществляется посредством организации наблюдений за объектами действительности и использования показа способов изображений дошкольникам; принцип вариативности – показа разных способов изображений одного и того же объекта; принцип последовательности – последовательного с усложнениями изображения объектов.

На занятиях предметным рисованием воспитателю часто приходится показывать приёмы изображения зданий. В целях развития детского творчества важно показывать разные способы и варианты изображений. Здания относятся к конструктивным предметам. В основе их изображения лежит прямая линия. Здания рисуются детьми с фасада.

Дети должны передавать правильное строение (стены, крыша, окна, двери – в младшей группе, фундамент, балконы и др. детали - в других группах).

Рисуя различные здания, дети учатся передавать признаки, отличающие один вид зданий от другого – формой крыши, высотой, этажностью, деталями: широкие светлые окна - у школы, балконы у жилых домов, трубы - у завода и т. п.

Здания изображаются по частям: вначале проводится линия земли, затем изображаются стены дома, окна, двери, крыша, мелкие архитектурные детали, водосточные трубы и т. п. Для облегчения изображения стена дома может остаться незакрашенной.

Дети заштриховывают карандашом крышу, дверь, стёкла в окнах. Изображение зданий красками основывается на широком мазке флейцем: вначале полосками в ширину кисточки изображается стена дома, затем простенки между этажами и окнами.

Рисование домов с помощью штампов и тычка

Способ получения изображения: в гуашь опускается кусочек картона, край прижимается к бумаге и равномерно сдвигается. Затем снова обмакивается картон в краску и сдвигается по направлению к себе. Чтобы получить ромб, следует сдвинуть картон немного наискосок, чтобы получить зигзагообразную линию, картон двигают то вверх, то вниз по диагонали. Для получения волнистой линии, картон плавно сдвигается то вверх, то вниз. Для каждого цвета берётся отдельный кусочек картона.

При организации восприятия предметов важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, разное пространственное расположение предметов и частей; детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Публикации по теме:

Доклад «ИКТ в современном пространстве ДОУ» В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются.

Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий в ООД в ДОУ» Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Доклад на тему Использование нетрадиционных техник рисования с Детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд,.

Доклад «Особенности адаптационного периода»Доклад «Особенности адаптационного периода» Особенности адаптационного периода. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой.

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Доклад на тему: Особенности внедрения ФГОС Предмет «Технология» изучается по 3 направлениям: Индустриальные технологии (бывший Технический труд) Технологии ведения дома (бывший.

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей» Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы. От образованных.

Доклад об экологическом воспитании в ДОУ Воспитатель средней группы "Детский сад № 17" ГБОУ ООШ № 2 пгт Новосемейкино Пернаровская Л. М. Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего.

Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория» Доклад:»Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория. Воспитатель ГБУ РК «Санатория для детей и детей с родителями.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Особенности рисования зданий в ДОУ»
Опубликовано: 10 июля 2017 в 20:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Особенности рисования зданий в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Лебедева (УИ 217758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД