Светлана Коростелева
Доклад на тему: «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу.
Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательно-воспитательном процессе.
Публикация «Доклад на тему: „Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до школы“» размещена в разделах
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка, обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию, создает уникальную (неповторимую) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие.
Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:
• Материально-бытовых средств и условий воспитания
• Эмоционально- нравственного климата
• Семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома» детства
• Педагогической культуры родителей
В условиях демократизации образования, многовариативности его форм содержания его форм и содержания стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне семья выступает как социальный заказчик разноуровневого образования, источник целеполагания в программе развития ДОУ и деятельности конкретного педагога.
Детский сад, в свою очередь, всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребенка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Рост числа неблагополучных семей, наметившейся тенденции ослабления воспитательных позиций семьи в обществе, процесс обнищания, сверхусилия родителей для выживания в новых условиях, безработица, потеря прежних нравственных ориентиров и несформированность новых идеалов – вот те социальные процессы, которые дестабилизируют семью. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые всё чаще, сосредотачиваясь на проблемах выживания, занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детства.
Именно поэтому, актуальным становится определение сущности, структуры и содержания управленческой деятельности по педагогическому сопровождению семейного воспитания.
Качество образовательного процесса в детском саду может быть обеспечено единым подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. В связи с этим, вопрос о педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в детском садике до его поступления в школу – была создана для более эффективного взаимодействия дошкольного объединения образования с родителями, учитывает возрастные периоды развития детей и педагогическую компетентность каждой семьи в отдельности.
В последние годы отмечается возросший интерес родителей детей, вновь поступающих в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогам. Родители всё больше прислушиваются к мнению тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей.
Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Педагогическому коллективу детского садика необходим для работы не просто набор форм и методов взаимодействия с родителями, а программа педагогического сопровождения, которая позволит эффективно взаимодействовать дошкольному объединению образования с семьёй, учитывая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетентность каждой семьи в отдельности.
Работа над составлением этой программы предусматривает три этапа:
Первый этап – подготовительный
А) диагностика состояния работы взаимодействия с родителями
Б) уточнение, планирование и проведение работы с педагогами по теме
В) выбор форм работы с родителями
Г) планирование проведения работы с родителями воспитанников
Второй этап- основной
А) отбор содержания эффективных форм работы с родителями (по возрастам)
Б) проведение с родителями консультативно- просветительской работы
В) проведение с родителями и детьми совместных мероприятий
Г) создание программы
Третий этап:
Заключительный
А) подведение итогов, оформление практических материалов.
Хочется отметить наиболее эффективные методы и формы работы с семьями воспитанников, которые могут быть включены в программу педагогического сопровождения.
Сегодня в детских садах активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, открытые занятия, «дни открытых дверей», а так же «семейные клубы». Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной деятельности.
Педагогические гостиные (как форма «занятий» семейного клуба) проводятся в четыре этапа: для родителей, имеющих детей раннего возраста, для родителей, у которых дети младшего и старшего дошкольного возраста, для родителей детей предшкольного возраста. примерная тематика: «Развивающие игры для детей, их родителей и воспитателей», «Роль игрушки в подготовке детей к обучению в школе», «играем с малышами», «Ребенок и компьютер» и другие.
Еще одной результативной формой работы является клуб для молодых мам – «МАМА-КЛУБ». Клубная форма организации предполагает, что все её участники активно и заинтересованно участвуют в заседании клуба, поэтому темы бесед предлагаются не только специалистами детского сада, но и самими родителями.
Вот ещё несколько форм работы по программе педагогического сопровождения семьи на разных этапах развития ребенка, посещающего детский сад:
• Круглый стол
• Дискуссионные встречи
• Родительские конференции
• Консультации специалистов
• Педагогические гостиные
• Образовательно-игровые тренинги
• Вечера вопросов и ответов
• Деловые игры
• Познавательно-игровые викторины для детей и взрослых
• Тематические досуги для детей и взрослых на основе календарных праздников
• Спортивные соревнования
• Дни открытых дверей
• Семейные маршруты выходного дня
• Работа телефона доверия
• Акции с участием детей и взрослых
Целью всех этих мероприятий является одно: обогащение воспитательных умений родителей быть с ребенком в контакте, помощь родителям в приобретении собственного воспитательного опыта.
В заключении хочется отметить, что само понятие «сопровождение» не определяется набором форм и процедур. Скорее оно требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.
Только партнерские, ориентированные на семью и её запросы формы и методы работы дадут положительные результаты и помогут выстроить систему психолого-педагогического сопровождения.
Важные принципы педагогической практики
Считать семью основным получателем услуг. Необходимо уделять должное внимание семье, признавая её главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним.
Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса.
Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Уважать различные культурные ценности семьи, обеспечивать доступность официальных общественных услуг, а также координировать эти услуги